5 самых известных кораблей в истории

5 самых известных кораблей в истории

Отдельные эпизоды историй известных кораблей обросли легендами и домыслами, однако факты о них продолжают будоражить человеческие умы, навсегда увековечив названия легендарных судов.

«Титаник»

Без сомнения, название этого британского лайнера на слуху даже у маленьких детей — всем известна трагедия вековой давности, произошедшая в ледяных ночных водах Атлантики 14-15 апреля 1912 года. Грандиозный лайнер был своего рода вавилонской башней кораблестроения — он стал вызовом всемогущей стихии, ведь «Титаник» был объявлен непотопляемым и «самым-самым» во всем: начиная от размеров и заканчивая убранством. Тем не менее, человек не смог доказать свое всемогущество перед Провидением. Ценой этой дерзости стали полторы тысячи жизней, оборвавшихся в результате столкновения гордого супер-лайнера с айсбергом. В течение нескольких часов разворачивалась беспрецедентная страшная драма, во время которой люди погибали не только от собственно утопления, но по большей части от длительного нахождения в ледяной воде и переохлаждения. Трагедия имеет много художественных трактовок в литературе и кинематографе, а обломки корабля побуждают исследователей к новым расследованиям причин затопления судна.

«Санта-Мария»

Маленький парусный корабль имел всего лишь одну палубу и был длиной около 25 метров, а вместить он мог не более 40 человек. Чем же прославилось это крохотное судно? Именно на нем Христофор Колумб совершил свой исторический трансокеанский вояж из Европы в доселе неведомую Америку. Корабль был приписан к испанскому порту и имел первое название «Галисийка». Во время своего эпохального плавания «Санта-Мария» была уже ветераном судоходства — за ее плечами было 32 года на плаву. К сожалению, до нынешних дней достоверно не известен ее внешний вид, однако исследователи не сдаются и отчаянно пытаются восстановить вид древнего судна по описаниям современников. Доподлинно установлено, что корабль имел три мачты и мог развивать относительно медленную скорость, однако был стойким во время штормов. Известно, что корабль также сменил немало названий, прежде чем стал «Санта-Марией». Во время плавания Колумба «Санта-Мария» была флагманом экспедиционной флотилии. Печально, но первое путешествие Колумба стало последним для «Санта-Марии», которая, совершив эпохальную экспедицию, не вернулась из нее, сев на рифы близ островов Карибского бассейна.

«Мария Целеста»

За полтора века история этой канадской бригантины настолько обросло слухами, легендами и поэтическими домыслами, что даже невозможно понять, где заканчивается правда и начинаются фантазии. Самый известный корабль-призрак первоначально именовался «Амазонка». С самого начала своей судоходной активности в 1862 году корабль завоевал дурную славу — первое же плавание унесло жизнь капитана корабля, затем судно неоднократно перепродавалось. В 1869 году корабль вынесло на родной берег волнами, и новый владелец попытался избавиться от череды неудач, переименовав «Амазонку» в «Марию Целесту». Однако очередное плавание стало для изящной бригантины роковым, принеся ей мировую славу. В 1872 году «Мария Целеста» повезла груз коньячных спиртов в Геную, однако уже через 4 недели после начала пути было найдено опустевшим — все члены команды, а также жена и двухлетняя дочь капитана попросту исчезли с корабля. Судно не было тронуто штормами и пиратами: все вещи были на своих местах, не пропал ни ценный товар, ни драгоценности, ни судовой журнал, записи которого не вносили ясности в ситуацию. На воду была спущена одна шлюпка, однако по какой причине и куда могли отправиться в открытом море все обитатели корабля — предмет толков и пересудов вот уже не первый век! После обнаружения судно прослужило еще 12 лет, после чего разбилось о рифы у берегов Америки.

«Аврора»

Русский военный крейсер является уже не первым кораблем с таким именем — до легендарного символа революции имя «Аврора» носил не менее прославленный парусный фрегат, отличившийся в Крымской войне. Бронепалубный крейсер был спущен на воду в 1900 году, а уже спустя 4 года «Аврора» участвовала в русско-японской войне, героически держа удары перекрестного огня противника в морском бою. Получив свои первые повреждения, «Аврора» отправилась оправляться от ран в Манилу. Следующий свой боевой поход русский крейсер совершил в 1914 году. Вернувшись со сражений в Кронштадт, крейсер отправился на капитальный ремонт. Длительная стоянка в порту приписки сказалась на настроениях команды, чем был обеспокоен верный императору капитан Никольский. Несмотря на жесткую дисциплину, он не смог уберечь своих подчиненных от революционных настроений и погиб во время Февральской революции. «Аврора» сыграла важную роль в захвате Зимнего дворца, с помощью матросов-бунтарей обеспечивая наступление со стороны Невы, однако в ходе революции крейсер совершил лишь один холостой выстрел, ставший историческим. Впоследствии «Аврора» приняла участие в Великой Отечественной Войне, получив значительные повреждения в результате обстрелов. Сразу после войны «Аврора» снялась в кино в роли крейсера «Варяг», а после этого и по сей день стала выполнять исключительно функцию памятника всенародного значения.

«Виктория»

Самым эпичным эпизодом британских морских сражений является, без сомнений, Трафальгарская битва. Корабль с победным именем вначале был призван осуществлять гражданскую службу, однако в 1778 году, спустя 13 лет после спуска на воду, он перепрофилировался в военный корабль. Франция, признав независимость Америки от Британии, активно устанавливала с ней торгово-экономические отношения, что подрывало экономику и перспективы развития дипломатических отношений с Новым Светом. В связи с этим флот Туманного Альбиона наращивал силу как только мог. Командующий Флотом пролива Ла-Манш Кеппель избрал «Викторию» флагманом и не прогадал: победное имя-таки принесло перевес в противостоянии с Францией. Первое сражение, где «Виктория» получила свое боевое крещение, показало, что флот и тактика ведения морских боев Британии не усовершенствовалась. Неопределенный итог битвы заставил Наполеона снова помериться силами с британскими военно-морскими силами. На борту флагмана в сражении у испанского мыса Трафальгар был уже ставший известным вице-адмирал Горацио Нельсон, который не только мудро рассчитал тактику боя, но и уделял большое внимание моральному состоянию своих подопечных, подбадривая их и поднимая боевой дух. Ценой своей жизни он одержал победу на «Виктории». Теперь легендарный корабль навечно возвращен в Портсмут, служа музеем в своем порту приписки.

Еще статьи