Батареи самоходных штурмовых орудий Вермахта

После того как немцами  в Польской кампании было использовано несколько экспериментальных штурмовых орудий, в первой половине 1940 г. в учебном артиллерийском полку в Ютеборге было создано шесть батарей. Первым таким подразделением стала 640-я батарея, сформированная в марте 1940 г. и ставшая, таким образом, первой боевой частью штурмовой артиллерии Вермахта. Командиром части был назначен обер-лейтенант Эглофштейн. Деятельность по формированию батареи проходила в условиях высокой секретности.

Офицерами батареи были: обер-лейтенант Виф, лейтенант Петер Франц, лейтенант фон Верлхофф, лейтенанты Тиаркс и Кастлер.

В каждом из трех взводов батареи было по 2 штурмовых орудия с короткоствольной пушкой 7,5 см, панорамными бинокулярными прицелами и приборами наблюдения, направленными вперед.

Каждый командир огневого взвода имел в своем распоряжении так называемую командирскую машину — 3-тонный бронетранспортер, оснащенный стереоскопическим прибором наблюдения. Командир взвода имел радиосвязь с обеими машинами своего взвода, так же как и командир батареи в своем 3-тонном бронетранспортере мог по радио связываться с командирами огневых взводов.

Когда батарея получала приказ на выдвижение к линии фронта, у нее еще не было ни одной боевой машины. Не было и положенной аппаратуры радиосвязи, как не было и пистолетов-пулеметов. Батарея направилась на Запад, используя колесный транспорт, в то время как один из офицеров занимался приемкой 6 штурмовых орудий в Мариенборне.

Тогда же лейтенант Франц отправился на штабном автомобиле в сопровождении грузовой машины в Бреслау для получения радиостанций и стрелкового оружия. Через три дня он вернулся в Ютеборг, где его ожидала телеграмма с указанием места встречи с находившимся в пути подразделением.

Первоначально батарея была придана 1-й горной дивизии, дислоцированной в горном массиве Эйфель. Однако моторизованный полк «Великая Германия» тоже пытался сделать так, чтобы батарею придали ему. Ведь изначально намеревались придать 640-ю батарею именно ему.

После нескольких дней «перетягивания каната» в середине апреля 1940 г. батарея была передана моторизованному полку «Великая Германия», находившемуся в Целле на реке Мозель. Заключительные огневые учения, проведенные в Баумхолдерском лагере боевой подготовки, убедили командование полка, что батарея мощное и боеготовое подразделение.

Батарея начала принимать участие в боевых действиях 10 мая 1940 г., сражаясь на направлениях главных ударов у Бастони, Седана, Дюнкерка и Амьена. Преследуя отступавшие на юг французские войска, артиллеристы 640-й батареи уничтожили большое количество целей.

Во время преследования командовавший авангардом командир огневого взвода лейтенант Франц обогнал моторизованные части пехоты и первым ворвался в город Лион. Его штурмовое орудие развило на шоссе скорость 50 км/ч и оказалось впереди бронетранспортеров с пехотой. Лион был взят.

В боях во Франции батарея потеряла одного офицера, а также 15 солдат и унтер-офицеров. Первые же столкновения с противником выявили недостатки в организационной структуре штурмовой артиллерии. Прежде всего, обнаружилось, что использовавшиеся в качестве командирских машин 3-тонныебронетранспортеры SPW из-за своего слабого бронирования оказались неспособными идти в бой вместе со штурмовыми орудиями. Поэтому командирам взводов приходилось отдавать приказы своим расчетам, передвигаясь пешком.

После окончания Французской кампании 640-я батарея штурмовых орудий вошла в состав полка «Великая Германия» в качестве 16-й роты 4-го батальона (батальона тяжелого оружия).

В 1942 г. на базе этой батареи шло формирование дивизиона штурмовых орудий, который вошел в состав моторизованной дивизии «Великая Германия». Капитан Эглофштейн был отправлен в Ютеберг на должность старшего преподавателя. В 1944 г. он погиб на Восточном фронте.

Еще статьи