Что происходило после взятия Казани

С середины XVI века судьба бывшего Казанского ханства и населявших ее народов прочно связалась с историей России. Надолго, вплоть до 1920 года, коренное население — татары потеряло свою национально-государственную независимость. Территория края, населенная различными народами, вошла в многонациональную державу Московскую Русь.

Это было сложное время, когда московское правительство вело активную внешнюю политику на южных рубежах. Крымское ханство и стоявшая за ним с последней четверти XV века Османская империя (Турция) не хотели примириться с утратой политического влияния на Среднее и Нижнее Поволжье. Об этом свидетельствует поход крымского хана и турецких войск на Астрахань в 1569 г. и крымского хана Давлет-Гирея на Москву в 1571 г., когда он пытался заставить Ивана IV отказаться от присоединения Казанского и Астраханского ханств.

В том же году турецкий султан Селим в письме к Ивану IV от 17 октября потребовал «возвращения Казани и Астрахани». Эти и другие причины определили необходимость строительства в крае крепостей и других оборонительных сооружений (засечных линий, завалов) для обороны восточных рубежей.

Наиболее мощной была Казанская крепость. Однако дальнейшее освоение восточных земель обусловило то, что крепость стала лишь административным центром присоединенного края. Хотя позже немаловажную роль сыграла при захвате Казани войском Пугачева.

Неспокойная обстановка в завоеванных землях заставляли тех, кто были «присланы в Казань на житье», селиться под
защитой кремлевских стен. Уже в 1560-х гг. кремль был тесно застроен административными постройками. Рядом с «дьячей избой» находились три тюрьмы, руины ханского дворца были приспособлены под арсенал и военные склады. В житницах хранили припасы для гарнизона и хлебную казну.

Здесь же жили представители высшей светской и церковной власти — воеводы, дьяки, архиепископ, служилые люди, начальник стрелецких отрядов, служилый люд, связанный с охраной и обслуживанием крепости. В 1552 году царь раздал ряд дворов и дворовых мест в «городе» Казани, т. е. в крепости и остроге, детям боярским (дворянам). Пожалование в пределах только что завоеванной «подрайской землицы» дворянам дворовых мест было наградой для «лучших слуг»—социальной опоры царя.

Интенсивное заселение крепости поражает. Уже в середине 1560-х гг. здесь было 150 дворов. Дворы давались в вотчину. Сохранились многочисленные документы, говорящие о том, что дворы продавали, меняли, дарили монастырям. До 1555 г. русское феодальное владение в сельской местности не распространялось.

При наделении служилых людей поместьями местное население нередко сгонялось с лучших земель. Татарам запрещалось селиться близко к водным путям (у Волги и Камы), а также вдоль важнейших дорог. Во время событий 1552 г. Казань подверглась разрушению и сгорела. Татарское население было насильственно выселено за Булак и озеро Кабан, где образовалась Татарская слобода.

Но татарские феодалы в большей части сохранили свои владения. Самодержавие зачисляло их в состав служилых людей, разрешало селиться около городов за посадскими стенами. Часть татарских феодалов принимала православие, чтобы сохранить феодальные привилегии. К началу XVII века только в Казанском уезде 73 деревни были записаны за служилыми татарами.

Стремясь усилить свое влияние в завоеванном крае, правительство Ивана IV уже в 1555 году учредило Казанскую Епархию христианское религиозное учреждение. Она должна была осуществлять миссионерскую деятельность среди мусульман и язычников, которых еще много было среди мордвы, марийцев и чувашей, проживавших здесь. Прибыв в Казань, представители церковной власти усиленно занялись строительством церквей и монастырей. Только в Кремле в 1560-х гг. было построено десять церквей и два монастыря.

Царь охотно раздавал монастырям земельные угодья и лесные владения в Казанском, Свияжском уездах и на Услоне. Так, наряду со светскими феодалами в крае возникли крупные монастырские феодальные владения. В XVII веке в крае уже было двадцать монастырей. Казань стала центром царской политики угнетения народов края и насильственной христианизации местного населения.

Население сопротивлялось политике христианизации (вспомните, как в X веке также насильно вводилось христианство в славянских землях, какое упорное сопротивление оказывали ему язычники-славяне). В ответ православное духовенство и царская администрация принимали решительные меры — приказывали вырубать священные рощи, места поклонения язычников, разрушать мечети, тем более запрещалось строить новые мечети. Царская грамота 1593 года гласила:

«…А которые новокрещены христианские веры крепко держати и поучение митрополита и отцов духовных, слушати не учнут, и вы б тех велети смиряти, в тюрьму сажати и бити и в желези и чепи сажати».

Население оказалось под тройным гнетом: феодальным, национальным и религиозным. Феодальный гнет осуществляли как русские, так и татарские феодалы.

Ведущую роль в хозяйстве народов края играло земледелие, а основным населением было крестьянство. Сельскохозяйственные орудия труда оставались примитивными: коса, серп, ступа, плуг-сабан.
В XVII веке здесь растет производство ремесленных изделий на рынок, купцы принимают участие в ярмарках. С развитием всероссийского рынка феодалы увеличивали денежный оброк.

Развитие товарного производства, ремесла способствовало росту городов и развитию торговли. В середине XVII века в Казани жило около 17 тысяч человек. Город-крепость обрастает ремесленными слободами, названия которых — Горшечная. Кирпичная, Ямская — сами за себя говорят о занятиях населения. Уже в 1560-х гг. в Казани было около 300 дворов ремесленников. По-прежнему славились изделия казанских кожевников, сапожников. Далеко за пределами края пользовались большим спросом дверные и воротные замки, ларцы, медная посуда. Большого мастерства достигло серебряное производство. Известно, что казанские и свияжские серебряных дел мастера по приказу царя Алексея Михайловича принимали участие во внутренней отделке Успенского собора в Московском Кремле.

Характерным явлением времени было создание на базе ремесленного производства мануфактурных предприятий — медеплавильных «заводов» в Казани, Кукморе, мельниц, мыловаренных и кожевенных мастерских, судостроительных и экипажных артелей. Некоторые из них начали использовать наемный труд ремесленников. Так появлялись новые формы экономического развития.

В XVI -XVII вв. Казань являлась важным торговым центром. Торговыми путями она была связана с крупнейшими торговыми центрами России — Москвой, Ярославлем, Архангельском, Сибирью. В то же время она сохраняла традиционные связи с Крымом и Средней Азией. Казанские купцы в Чебоксарах, Елабуге, Козьмодемьянске скупали товары у ремесленников и вели оптовую торговлю с торговыми центрами России и Востока. На торговых путях возникали новые крупные населенные пункты, такие, как Мензелинск.

Еще статьи