Как жили татары до революции

Татары исповедовали ислам суннитского толка. Каждое дело, включая трапезу, начинали со слов «Бисмилляхи ррахмани ррахим» — «во имя Аллаха милостивого и милосердного». Выполняли пятикратные намазы, соблюдали пост (уразу). Отмечались праздники мусульманского календаря, особенно ураза-байрам и курбан-байрам. Особым уважением пользовались хаджи — люди, совершившие паломничество в Мекку.

Хотя по предписанию ислама мусульманин мог иметь несколько жен, для поволжских татар была характерна моногамная семья. Только очень немногие имели но две жены. Когда в доме появлялась молодая жена, первая становилась главной хозяйкой дома.

Главой семьи являлся муж, который имел все имущественные права. Жена подчинялась мужу, дети — родителям, младшие — старшим. До середины XIX века сохранились большие семьи из 3—4 поколений ближайших родственников, живущих вместе и коллективно ведущих хозяйство. Такую семью возглавлял один из мужчин, старшего поколения, приходившийся остальным членам семьи отцом, дедом или прадедом (зур эти) или старший из братьев. Однако все большее распространение приобретали семейные разделы (башка чыгу), и к концу XIX века ведущее место уже занимает индивидуальна семья.

Браки заключались, как правило, между людьми, равными в имущественном отношении. Вопрос о выборе жениха или невесты решали родители, прежде всего отец. Основной формой являлся брак по сватовству с уплатой калыма за невесту. Размер калыма в разных социальных группах был различным, но в целом по сравнению с калымом народов Средней Азии был небольшим. В крестьянских семьях через сватовство стремились выбрать невесту — работницу, укрепить свое хозяйство. Брак путем умыкания невесты (кыз урлау) встречался редко. Еще более редким был добровольный уход девушки к любимому, как правило, вопреки воле родителей (ябышып чыгу).

Свадебный обряд состоял из нескольких этапов, первым из которых было сватовство. Затем в доме невесты проходило торжество по случаю официального оформления брака, которое осуществлял мулла (никах туе). Через определенное время невеста переезжала в дом жениха (килен төшерү), куда также созывали гостей.

Обряды, которые сопровождали появление ребенка в семье, должны были благотворно повлиять на его будущую судьбу. Ребенка заворачивали в рубаху отца, чтоб был счастливым, смазывали ротик маслом и медом, чтоб был богатым, приглашали гостей на обряд наречения ребенка именем (исем кушу). На третьем или пятом (нечетном) году над мальчиками совершался обряд обрезания. Большое значение в семье придавалось воспитанию у детей нравственных качеств.

Народные праздники были связаны в основном с хозяйственной деятельностью. Наиболее значительным являлся сабантуй — праздник плуга, который проводился после весеннего сева. Главной его частью был майдан с конными скачками, состязаниями в борьбе, беге, различными играми. В Казани сабантуй проводился на берегу озера Кабан. Иногда майдан устраивался и во время летнего праздника казанских татар — джиена. Джиен проводился на удобных для гуляния лугах или выгонах вблизи базарных селений до наступления уборки нового урожая. В народных праздниках участвовало все население, в том числе женщины. Юноши и девушки могли открыто встречаться друг с другом. Зимой в деревне молодежь устраивала посиделки (аулак өй), где занимались рукоделием, пели и плясали.

[su_youtube url=»https://youtu.be/G47qY9BIZuk» width=»300″ height=»280″]

Еще статьи