Холодная война. Как США применяли аэростаты

Холодная война. Как США применяли аэростаты

Аэростат, наполненный водородом, должен был за 16 суток пролететь на высоте 21 км над всей территорией СССР. В контейнере, который он нес, находились две фотоустановки, одна из которых была панорамной — для определения географического места фотосъемки основной установкой. Камеры включал и выключал фотоэлемент, реагировавший на освещенность земли. Еще в контейнере имелись барометрический прибор, управлявший сбросом песочного балласта, радиомаяк и таймер. Для кругового фотографирования контейнер, с помощью небольшого электромотора, мог поворачиваться на 360 градусов. Аэростат заполнялся водородом — он легче и дешевле гелия, к тому же была надежда, что если вдруг в шар попадет «русский» снаряд, то он сгорит и гондола разобьется вдребезги. В расчетное время, когда предположительно аэростат достигал нейтральных вод, контейнер отцеплялся и выпускал парашют. При спуске с гондолы сбрасывалась алюминиевая фольга, которая давала засветку на экране РЛС поисковых самолетов и кораблей. Перехватить контейнер в воздухе планировалось с помощью специально переоборудованного транспортного самолета С- 1 19, который цеплял парашютный фал захватом на конце длинного троса. Для спасения контейнеров из воды в предполагаемый район направлялись корабли. Обнаружить контейнер помогал радиомаяк. Испытания проходили до 1954 года, на всякий случай программу переименовали в WS-1 19L «Grayback» (WS — Weapon System — система оружия), а для прикрытия ее проведения была объявлена официальная программа МХ-1498 «МоЬу Dick» — по исследованию верхних слоев атмосферы с помощью высотных аэростатов.

В последний момент высоту полета аэростата уменьшили до 16800 м. Это произошло из-за того, что в то время проходил испытания высотный самолет-разведчик U -2. Американцы опасались, что для перехвата аэростатов в СССР сумеют создать высотные истребители или зенитные ракеты, после чего использование U-2 станет опасным. Перед началом операции президент США Эйзенхауэр обратился к Хрущеву с предложением проводить свободные полеты самолетов над территорией друг друга, чтобы гарантировать, что ни СССР, ни США не планируют войну. СССР ответил отказом, из боязни того, что американцы увидят, насколько Советский Союз отстает в военном и экономическом отношении от США (программа «Открытое небо» по взаимному контролю территории с самолетов была согласована только при М. Горбачеве. После этого Эйзенхауэр дал «добро» программе «ГрэЙбэю).

Стартовые площадки оборудовали в Шотландии, Норвегии, Германии (две) и Турции. За два зимних месяца 1956 года запустили 448 шаров, 380 из них достигли территории СССР или Китая, но к американцам вернулись только 44 контейнера. В СССР была организована демонстрация нескольких найденных контейнеров, поднялся большой шум в прессе. Проект WS-1 24A «Flying Cloud» (Летящее облако) — это американский «римейк» японских шаров-бомбардировщиков, он развивался параллельно проектуWS-119L. В своем контейнере аэростаты вместо фотооборудования должны были нести на города и леса СССР зажигательные средства, биологическое и химическое оружие. Сами шары были несколько другой конструкции, могли за 60 часов пролететь 3000 км на высоте 11800 м. Приемлемой степенью точности считалась попадание аэростата, запущенного в Европе, в расчетный квадрат на территории СССР размером 670 х 890 км. Для этого требовался точный прогноз погоды с направлением ветров на ближайшие три дня. На испытаниях из 25 запущенных шаров только 6 попали в нужное место — метеорологи подвели. Из-за этого программу в 1955 году закрыли. Неудачи с WS-1 19L и WS-1 24A не охладили пыл американцев. В 1957 году ВВС США начали новую программу — WS-461 L «Мелтинг Пот» . Новый шар улучшенной конструкции мог в течение месяца находиться на высоте 30 км — выше пределов досягаемости любых средств ПВО. В контейнере разместили и новую поворотную фотокамеру. Для перелета решили использовать летние ветры, дующие с востока на запад. Аэростаты запускали с борта конвойного авианосца СУЕ-92 «Windham Вау» (построенного в 1944 г.) , приблизившегося к тихоокеанскому побережью СССР. Прикрытием для операции снова послужили «научные исследования верхних слоев атмосферы».

Таймер, отцепляющий контейнер, был установлен на 400 часов полета — именно за такое время июньские ветры могли доставить аэростат с Тихого океана до ФРГ. Но произошла задержка, и вылет перенесли на месяц, на июль 1958 года, когда восточные ветры ослабевают. Почему таймер не переустановили — «военная тайна» (или обычный бардак), но из-за этого все три контейнера приземлились в Польше и, конечно же, попали в руки советских специалистов. После скандала президент Эйзенхауэр закрыл программу.
Кстати, эти шары невольно помогли советским ученым сфотографировать обратную сторону Луны. Так как советская промышленность не производила фотопленку, способную работать в космосе, была использована американская пленка из сбитого шара — она оказалась подходящей для такого дела. Ее подрезали до нужного размера, сделали перфорацию и поставили в фотоаппарат автоматической межпланетной станции «Луна-3».Кроме ВВС, шары запускало ЦРУ, набивая их контейнеры пропагандистской литературой. Всего было отправлено 350 тысяч таких «агитшаров» . Летали они невысоко, за ними гонялись боевые самолеты стран Варшавского договора. В 1951 году, столкнувшись с таким шаром, потерпел катастрофу пассажирский самолет Чехословацких авиалиний.

К концу 1960-х годов американцам удалось создать малогабаритную разведывательную аппаратуру, способную собирать информацию в автоматическом режиме и передавать ее по радио. Был и также построены высотные дрейфующие аэростаты, способные по команде изменять высоту полета в пределах от 0 до 45 км. Кроме разведывательной аппаратуры, они могли нести и средства поражения. Тогда американцы решили повторить попытку.

«Достать» такой аэростат советская ПВО не могла. В связи с этой угрозой конструкторскому бюро Владимира Михайловича Мясищева (1902-1978) поручили создать высотный истребитель для перехвата шаров. Конструкторам пришлось решить множество сложнейших проблем. Например, самолету надо было быстро подняться на большую высоту, а затем удерживаться там на минимальной скорости, так как скорость дрейфа аэростата незначительна, а летчику требуется время для прицеливания. При диаметре аэростата 100 метров снаряд должен был проделать в нем солидную дыру. Для снаряда нужен взрыватель, способный среагировать на тонкую оболочку аэростата и т.д.

Еще статьи