Ислам в Волжской Булгарии: принятие, распространение и развитие культуры и науки

Власть Тюркского каганата в VII веке в Западной Евразии ослабевает, и в Причерноморье возникает новое государство – Великая Болгария. Около 603г. болгарские племена формируют этнополитическое объединение. В 635г. правитель болгар Орган и его племянник Кубрат сбросили власть Аварского каганата, создав свой союз племен под названием Великая Болгария. Принято считать язычниками, и основой их верования в то время было тюркское тенгрианство, которое заключалось в поклонении солнцу, луне высоким деревьям, грому.

После того, как Великая Болгария была разрушена, пять сыновей Кубрата со своими племенами оказались на разных территориях: Паннонии, Среднем Поволжье, Нижнем Подунавье, Северном Кавказе и Подонье. Племена, которые переселились на Поволжье, оказались в окружении тюрко-угорских народов.

Мусульманская религия проникает к булгарам по причине того, что разные племена объединились во главе с Шилки, а в особенности с его сыном Алмушем. Желание независимости от Хазарского каганата послужило основным политическим толчком этого, который образовался в VII веке также из-за распада Тюркского каганата и оставался великой страной тюркских племен на протяжении трех веков.

Понемногу территории каганата увеличивались, ее владения доходили до реки Ока на севере, на западе до реки Днепр и долгое время в её состав входила большая часть Крымского полуострова, оба берега Керченского пролива и Приазовье. Основные тюркоязычные народы – хазары, булгары, буртасы и мажары. Также значительную группу населения были евреи, нашедшие политическое убежище в каганате из-за изгнания из Византии в VIII в. Вместе с другими племенами племя Алмуша было вассально зависимо от каганата и платило ему дань мехами, а сын их предводителя был заложником в столице Хазаров.

Встреча посольств Алмуша и багдадского халифа Ал-Муктадира было важным событием, ознаменовавшее утверждение религии ислам в Булгарии, Это посольство стало определяющей точкой в дипломатическом признании Волжской Булгарии как мусульманского государства, подтолкнувшего к распространению ислама среди булгар и расширившего границы ислама до Средней Волги. Вместе с  принятием ислама у булгар стали развиваться восточное просвещение и грамотность.

История принятия и распространения ислама в Поволжье

Существуют подтверждения о том, что булгары Приазовья приняли ислам еще во времена самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Одним из таких подтверждений является писание османского сочинителя XVI-XVII вв. Мухамада ибн Мухамада, известного под псевдонимом Чокркчызада «Алто бармак китабы» (или «Доводы пророка»). Каждый раздел посвящен действиям пророка в одном определенном году. Наряду с прочими событиями в седьмом году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится повествование о принятии повелителем болгар Фарух.

Официально религия ислам в каганате Хазаров был принят в 737 году в следствии похода арабского военачальника Марвана ибн Мухамада. Хотя ислам становится одним из главных религий среди народонаселения государства, его официальный характер был не устойчивым. Однако дело, главным образом, не в численности, а в том, какое место держали мусульмане в структуре общества. Тут они составляли важнейшую часть каганской гвардии. Даже ставится непременным условием, чтобы визир, то есть первый человек кагана, был мусульманином.

В середине десятого века Итиль, где сравнительно большую часть жителей составляют мусульмане, становится центром торговли, местностью пересечения нескольких караванных путей, что укрепляет позиции ислама. Большое распространение исламской религии среди хазаро-булгар доказывают не только арабские письменные источники, такие как ал-Куфи (умер в 926 г.), ал-Билазури (умер в 892 г.), но и следствиями археологических раскопок. Археологические изучения многих захоронений болгаро-хазарского происхождения раскрыли в них следование мусульманским погребальным обрядам. То, что в Хазарском каганате в значительном количестве отчеканивали куфические мусульманские деньги, также говорит о распространени исламской религии. По окончании десятого века хазарцы вновь официально принимают ислам.

Поэтому пришедшие в наши местности булгары, вернее племена, которые относятся к салтово-маятцкой культуре, большая часть которых уже исповедовала религию ислам. Булгары, которые построили новое государство на берегу рек Волги и Камы, в итоге получают с этих пор богатое духовное наследие.

Принятие религии монотеизма было подготовлено всем ходом предшествующего социально-экономического, политического и культурного формирования Волжской Болгарии. Часть болгарских племен, которые пришли в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье, уже исповедовали ислам ханафитского мазхаба. В дальнейшем распространении ислама в Волжской Булгарии решающую роль играли именно они, установив тесные (даже номинально подвластные) отношения с развитой мусульманской страной Средней Азии саманидов. Оттого в Болгарии распространяется ислам не ортодоксального характера, а ислам, обогащенный элементами традиционных культур людей Средней Азии.

Особенности социально-экономического и этнокультурного развития булгарского общества VIII-IX вв., т.е. накануне распространения ислама, обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры населения.

Особенность ислама в Волжской Булгарии состоит еще в том, что он с самого начала применялся в качестве идеологического инструмента в формировании государства. Развитие булгарской государственности и исламизация государства идут как неразрывный взаимноусиливающий друг друга процесс.

Прежде всего, надо сказать, что утверждение об официальном принятии ислама в Волжской Болгарии в 922 году, то есть с приездом багдадского посольства, ничем не доказано. Уже до этого царь булгар, его приближенные и большая часть населения являлись мусульманами, и царь свои действия обосновывает исламом. Ислам как официальная религия был принят еще до прибытия багдадского посольства. На заканчивающем этапе создания государственности с целью упрочения позиции ислама в стране, возвышения авторитета государства и приобретения покровительства халифа болгарский хан Алмуш обращается в Багдад, в следствии чего Булгарское государство признается мусульманским.

Ислам распространяется на территории страны, глубоко проникает во все области жизни, во все сферы общества. Начало второй половины двеннацатого века ознаменовалось уже решительной победой ислама: распространяется мусульманская культура, которая была богата местными особенностями.

Когда мы говорим о распространении ислама, то имеем в виду, главным образом, степень исламизации булгарского общества в целом и протекающие параллельно ей явления, включая социально-экономический строй, тесные торгово-экономические, политические, культурные связи с мусульманскими центрами, налоговую, денежно-весовую систему, архитектуру, одежду, нравы, обычаи, письменность, систему просвещения, науку, художественную литературу, метрологию и систему счета, календарь.

Ислам стал идеологической основой сближения культуры булгар с высокоразвитой культурой мусульманского мира, как нередко называют ее «мусульманским ренессансом». Распространение ислама и урбанизация булгарского общества шли параллельно. Волжская Булгария стала страной городов. Булгарская культура выступает в основном как культура, основанная на арабской письменности. Адекватно степени распространения ислама развивалось и просвещение населения. На основе достижений ученых мусульманских стран булгары писали трактаты по различным областям знаний. Значительны были успехи булгар и в области мусульманской теологии. Например, «венцом толкователей Корана» называли Абу-л-Аля Хамида ибн Идриса ал-Булгари (XII в.). Сочинения булгарских богословов получили широкую известность на мусульманском Востоке.

Принятие и распространение ислама, т.е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Булгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации булгарской народности, сложению яркой и самобытной духовной культуры предков татарского народа.

Влияние ислама на Волжскую Булгарию: наука и культура

Наука на мусульманском Востоке развивалась на основе богатых местных традиций и достижений других народов. Города мусульманского Востока превратились в научные центры. Созданные в них своего рода научные академии, такие как «дом науки» («дар ал-илм»), «сокровищница мудрости» («хизанат ал-хикма») в Бухаре, притягивали ученых из разных концов мусульманского мира. С началом распада арабского халифата научные и культурные центры мусульманского Востока все более перемещаются на окраины державы.

Прочные отношения Волжской Булгарии с данными районами заложили начало для тесных контактов в сфере науки и культуры. Булгарские ученые, вернувшись на родину после учебы в научных и культурных центрах Востока, писали свои работы по примеру сочинений своих восточных преподавателей, составляли комментарии к их работам, распространяли их научные идеи в своем государстве. Разносторонность, энциклопедичность знаний средневековых восточных алимов была свойственна и для ученых Волжской Булгарии.

Бурханутдин аль-Болгари был прославлен своими работами по фармакологии, риторике, теологии. «Великим ученым, которому нет равных в различных науках», считался Абу-л-Аля Хамид ибн Идрисе ал-Булгари. Известны были в свое время труды Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини-Сувари, который написал на арабском и персидском языках сочинение дидактического характера «Зухрат ар-Рийаз ва нузхатал-кулуб ал-мараз» («Цветок сада, порадующий больные души»). Труды Саксини-Сувари вошли во многие источники, цитировали их многие ученые и богословы.

Булгарские ученые, теологи, которые писали свои сочинения на арабском языке, были сравнительно хорошо знатны и за пределами государства. Некоторые булгарские теологи и ученые после приобретения образования остались на Востоке, занимая большие религиозные и административные должности. Так, Ходжа Ахмед Булгари был преподавателем и шейхом популярного Султана Махмуда 1 Газнави (967-1030). Обычай получать знания в центрах мусульманского Востока сохранялась и во время Золотой Орды, так же Казанского ханства.

Выросшие и учившиеся в Булгарии просвещенные люди были прославленны в восточных государствах под именем «ал-Булгари», таким псевдонимом они хотели выразить известность, знаменитость булгарских медресе и учителей которые преподавали в них.

Математика. Математические познания в болгарском обществе сначала были близко связаны с экономической жизнью, но далее, понемногу начинают играть величественную роль в административном и государственном строю. Усложнение системы налогооблажения, множество нововведений в денежно-весовой системе повергли к серьезным изменениям и в области математических расчетов. Формируется архитектурная математика, которая основалась на различных измерениях и геометрических формах. В зодчестве волжских булгар использовалась гармония так называемое «золотое сечение» еще за долго до Леонардо да Винчи. Продолжается в Волжской Булгарии и традиция использования в строительстве принципа «вавилона», известная еще с болгаро-хазарских времен. Использование математического мышления в различных играх, магии, проникновение его в духовную жизнь, в широкие слои населения говорят о широком распространении математических знаний в булгарском обществе. Об этом же свидетельствуют и сведения о математических знаниях, содержащихся в произведениях художественной литературы. Игральные фишки, фигуры шахмат, шашек — обычное явление на раскопках булгарских городищ.

Астрономия — самая прославленная в мусульманском мире наука — формируется развивалась и в болгарском, и в золотоордынском союзах. Ее развитие так же было объединено с исламом, его обрядами и требованиями. Если в начальных порах применяли приборы типа гномона, то позже стали применять более сложные астрономические и геодезические приборы, такие как астролябия, секстант. Геодезические знания удачно применяли при крупных строительствах.

Волжская Булгария становятся неотъемлемыми частями мусульманского мира. В них преобладал не территориальный, а религиозный фактор, что способствовало общению мусульман на международном уровне и обогащению их географических представлений. Географические знания считаются плодом так называемого Восточного или Мусульманского Ренессанса. В них главенствовала так называемая «теория климатов» («аклим»), положения которой были распространены в Волжской Булгарии. Одновременно булгары сами вносили определенную лепту в развитие географических знаний того времени. Они, например, лучше других знали территорию своего местоположения — область «седьмого климата» — и все, что расположено за ней к северу, западу и востоку. Содержащиеся в средневековой мусульманской географической литературе сведения о различных народах и землях Севера, Руси, Урала и Западной Сибири, в значительной степени являются булгарской информацией. Кроме реального содержания они обогащены местными мифологическими представлениями и кораническими сюжетами.

Знания по химии были необходимы булгарам в различных видах производства, а также в фармакологии. Не были чужды и идеи алхимии, где одним из основных материалов считалась ртуть.

Медицинские знания в Волжской Булгарии основывались на прогрессивных традициях народной медицины (придавалось значение целебным свойствам меда, березового веника, бобровой струи, мяса различных животных и птиц, белемнитов и т.д.). На Востоке популярна была мазь «чарме-и булгхар» («булгарская кожа») против кожных заболеваний. Среди археологических материалов встречаются хирургические инструменты (ланцеты, пинцеты). С булгарских, возможно даже с более древних времен, как универсальное средство от различных болезней применялось средство, называвшееся «ставить рог» типа современного «ставить медицинские банки».

Интерес к истории у булгар, как и у других мусульманских народов, во многом определялся общей тенденцией, характерной для средневекового Востока, когда в X — XIII вв. были широко распространены историко-этнографические трактаты и энциклопедии таких видных ученых, как Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Бируни и др.

В период централизации Булгарии, формирования булгарской народности складываются и распространяются представления о происхождении булгар. Вначале они еще не выходили за пределы генеалогических и даже тотемистических культов, но уже вскоре приобретают историко-этнографические формы.

В XI — XII вв. в Булгарии появляются свои историки. Одним из них был Йакуб ибн Нугман, написавший «Историю Булгара». Итак, первые сведения о профессиональных ученых связаны с Волжской Булгарией. Профессиональные знания, наука были передовыми для своего времени. Научные знания нередко были далеки от повседневной жизни, а профессиональные знания, наоборот, исходили в первую очередь из потребностей общества. Булгарские ученые писали на арабском языке. Поэтому их труды получили общемусульманское звучание. Развитие науки у тюрко-татар было своеобразным откликом на Восточное Возрождение.

Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии.

Каллиграфия — искусство красивого и четкого письма. Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями.

Значительное развитие в Волжской Булгарии получили художественная литература и поэтическое народное творчество. Лучшим произведением стала поэма Кул Гали «Кыйсса — и Йусуф» («Сказание о Йусуфе»).

Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являются работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани.

Большим художественным вкусом отмечены многие изделия булгарских ремесленников. В западных и восточных странах были известны работы ювелиров из Булгарии под названием «булгарская филигрань».

Еще статьи