Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов

Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов

Вторая мировая война подстегнула научно-технический прогресс. В послевоенные годы можно было осуществить на более высоком техническом уровне многие идеи, выдвинутые в предыдущий период.

После войны в США активно занимались созданием индивидуальных летательных аппаратов. Армейское и флотское начальство полагало, что разборный, простой по конструкции и несложный в управлении вертикально взлетающий аппарат (ВВА) можно широко использовать для разведки, спасательных и десантных операций.

В 1950 году построили две «летающие платформы» инженера Циммермана. Одна из них отличалась чрезвычайно простым устройством: в центре фанерной платформы было установлено сопло, к которому из баллона по шлангу подавался сжатый воздух. ВВА был создан в экспериментальных целях для получения данных по управлению подобными аппаратами.

Летчик становился на платформу, а его ноги привязывали к ней, либо садился на сиденье велосипедного типа, установленное на дл ин ном стержне, шарнирно укрепленном на платформе. При этом летчик страховался тросом, закрепленным к стреле подъемного крана. Было установлено, что для сохранения устойчивости аппарата движения летчика должны соответствовать естественным движениям тела для сохранения равновесия. При потере равновесия летчиком аппарат опрокидывался.

После этого построили новый аппарат, у которого тягу создавал двухлопастный винт. На фанерной платформе смонтировали металлическую раму, за которую держался летчик. Наклоняя раму, он мог балансировать в воздухе. По результатам этих исследований флот заказал NACA свободнолетающий аппарат «Flying platform» (Летающая платформа). Аппарат оснащался двумя двигателями внутреннего сгорания общей мощностью 100 л.с., которые вращали в кольцевом канале соосные винты. Летчик управлял «платформой» движениями корпуса.
Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов
В 1954 году была создана «летающая платформа» «Геливектор», представлявшая собой вертолет сосной схемы, у которого двигатель, трансмиссия, система управления и летчик располагались над винтами. Аппарат устанавливался на баллонное шасси, позволявшее производить посадку на сушу и на воду. Управление осуществлялось изменением положения центра тяжести аппарата путем передвижений корпуса летчика.
Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов
Строились также многочисленные ранцевые варианты ВВА с реактивными двигателями — если кто помнит, рекламу одному из таких аппаратов создал в кино «агент 007» — Джеймс Бонд.
Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов
«Летающие платформы» 50-60-х годов были названы «причудами авиации». Как ни старались создатели придумать для них «полезное занятие», они так и остались экспериментальными аппаратами. Гораздо больший энтузиазм вызвало появление более вместительных «летающих джипов» (ЛД). Одни армейские специалисты полагали, что ЛД пригодятся для спецопераций, другие — что они могут составить конкуренцию легким вертолетам. Но, в конце концов, и это направление оказалось тупиковым. Однако вначале испытания шли «широким фронтом». Американская армия заказала прототипы ЛД сразу трем фирмам – «Крайслер», «Кёртисс» и «Пясецкий».

Наиболее совершенная конструкция получилась у Пясецкого. На двухместном VZ-8P «Air Jeep» стояли два поршневых мотора, замененные впоследствии одним турбовинтовым. Моторы вращали два горизонтальных винта, заключенные в кольцевые кожухи. Под кожухами были сделаны специальные подвижные пластины, которые могли изменять направление воздушного потока. Вес поднимаемой нагрузки (вместе с весом пилота) достигал 550 кг.
Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов
Улучшенный вариант «Air Jeep» имел излом посредине, что делало аппарат более устойчивым, возросла скорость. Несколько аналогичных ЛД, под обозначением РА-59 «Sea Jeep» приобрел флот. Но, убедившись, что «джипы» не имеют никаких преимуществ перед вертолетами, а недостатков хватает, вояки быстро отказались от них.
Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов
В наши времена конструкциями микровертолетов, ранцевых аппаратов и всяких «спинокрылов» занимаются в основном энтузиасты-самодельщики. Об успехах и муках заграничных конструкторов любит сообщать телеканал «Дискавери». Один из его «героем строит свой воздушный автомобиль уже 10 лет, и каждый год приглашает желающих на первый полет. Другой уверен, что его портативный вертолет станет конкурентом легковому автомобилю, но летает пока только внутри закрытого стадиона чтобы ветром не сдуло.
Из истории индивидуальных военных летательных аппаратов
Украинский самодельщик Сергей Шевко уже 20 лет просит у всех денег, чтобы «довести до ума» свои боевые ЛА «Москит» и «Шершень». По его заявлениям, эти индивидуальные аппараты «полностью пере вернут представления о войне, сделают ненужной штурмовую авиацию»! Но PR-компания, проведенная им в газетах и Интернете, окончательно подорвала доверие к подобным энтузиастам. Судя по приведенным схемам аппаратов, лучше всего они подходят для полетов «с крыши на землю».

Еще статьи