Эксперименты с вертикально взлетающими самолетами

Эксперименты с вертикально взлетающими самолетами

Французская фирма SNECMA в 1950-е годы экспериментировала с вертикально взлетающими аппаратами с турбореактивным двигателем. Ее Си-400 «Атар Волан» представлял собой дистанционно управляемый цилиндр с реактивным двигателем, стоящий вертикально на ферменных «лапах» . Летал он на привязи, затем на верхнем торце поставили пилотское кресло и приборы управления. Этот вариант аппарата мог летать самостоятельно, на нем отрабатывали навыки управления самолетами подобного типа. Затем фирма построила Си-450, прототип боевого истребителя СВВП с кольцевым крылом Зборовского. Это крыло диаметром 4,5 метра имело несущую площадь 16 кв. м. Внутри крыла на четырех пилонах-стабилизаторах крепилась гондола с пилотской кабиной и турбореактивным двигателем. Построили два прототипа, но после того, как первый был разбит, дальнейшие работы над самолетом фирма прекратила. Как и у американских «вертикалок» , у Си-450 не заладилось дело с посадкой.

Эксперименты с вертикально взлетающими самолетами

Эксперименты с вертикально взлетающими самолетами

Эксперименты с вертикально взлетающими самолетами

На мой непросвещенный взгляд кольцевое крыло на самолете — нечто из разряда конструкторских извращений. Для вертикального взлета крыло вовсе не нужно, а для горизонтального полета проще пользоваться «развернутой» плоскостью. Самым большим боевым вертикально взлетающим самолетом мог стать противолодочный самолет-амфибия ВВА- 14 (вертикально взлетающая амфибия) Роберта Людвиговича Бартини. Мог бы, если бы… Пишут, что ВВА- 14 не удалось закончить из-за того, что не было необходимых двигателей. Но это следствие, а причин, по-моему, несколько.

Власти всегда с недоверием относились к Бартини, военные его практически не знали. Вот если бы подобный самолет создало какое-нибудь крупное ОКБ! .. Время было странное, названное тихим словом «застой» . Советское авиастроение работало с оглядкой на американцев: стоило им придумать что-то, тут же «сверху» поступала команда построить нечто похожее. А такой аппарат, как вертикально взлетающий самолет-амфибия, который к тому же в полете использует экранный эффект, в США создавать еще и не думали — значит, нам он тоже не нужен.

Кроме субъективных причин, имелись и объективные. В 1960-70-е годы на вооружении советской противолодочной авиации состояли несколько типов самолетов и вертолетов, следовательно, особой нужды в новой технике не было. А вот системы обнаружения подводных лодок были малоэффективны — «хромала» электроника. Появление еще одного носителя морально устаревшего противолодочного оборудования проблему не решало.

Да и сам самолет был слишком новаторским и сложным, с неясными перспективами внедрения. Он задумывался как своего рода технический прорыв, но при этом одно из основных достоинств — вертикальный взлет и посадка — основывалось на принципах 50-х годов: на использовании комплекса вертикально установленных реактивных двигателей. На ВВА- 14 их должно было стоять 12! Как раз в это время серийно производился палубный истребитель вертикального взлета и посадки Як-38, с двумя подъемными двигателями этого типа. То есть для постройки одной эскадрильи ВВА- 14 требовалось столько же РД-36, сколько для двух звеньев Як-38.

Что же представлял собой ВВА- 14? Говоря техническим языком, это — «высокоплан С сильно развитым несущим центропланом малого удлинения, прямым крылом и разнесенным вертикальным оперением, оснащенный двумя маршевыми ТРД Д-ЗО и 12 подъемными ТРД РД-З6» . На малых скоростях и вертикальных перемещениях управление осуществлялось с помощью струйных рулей. Взлетно-посадочные устройства включали колесное шасси велосипедного типа и убирающиеся в полете надувные поплавки для посадки на воду. При полете на высоте менее 10 метров самолет использовал эффект динамической подушки, экономя горючее. Самолет мог производить дозаправку топливом в море от подводных лодок и надводных кораблей, производя посадку рядом с ними.

Эксперименты с вертикально взлетающими самолетами

ВВА- 14 был построен, правда, без вертикальных двигателей , совершил множество испытательных полетов, но заинтересованности в нем не было ни у кого, кроме его создателей. Можно усложнить конструкцию самолета, не ставить его «на попа» , не оснащать набором вертикальных двигателей, а изменять вектор тяги: на взлете и посадке направлять его вертикально вниз, а взлетев, повернуть на 90 градусов. Подобные конструкции разрабатывали в 30-40-е годы в ряде стран.

Так, германская фирма «Дорнье» во время войны сконструировала (правда, не построила) двухмоторный самолет с поворотными двигателями. Но через несколько лет после окончания войны подобный самолет эта фирма все-таки создала. 00-29 сконструирован на базе серийного легкого транспортного самолета 00-28. Моторы с фюзеляжа перенесли на крыло, а их толкающие винты могли отклоняться вниз. В дальнейшем «Дорнье» активно занималась «вертикалками» , правда, в серию ни одна из них не пошла.

Еще статьи