Как жили чуваши до революции

Как жили чуваши до революции

Чуваши жили в основном в Козьмодемьянском, Чебоксарском, Чистопольском, Ядринском и Цивильском уездах Казанской губернии, а также в ряде уездов Симбирской и Самарской губернии (например, в Буинском уезде Симбирской губернии). По численности (около 300 000 человек) они составляли вторую после татар группу нерусского населения Казанской губернии.

Значительная часть чувашей была крещена, но наряду с православными праздниками справлялись и языческие. Почитались религиозные праздники земледельческого цикла: святки, масленица, праздник весенней пахоты, праздник земли и др. Особое значение придавали обрядам, которые связаны с заботой о будущем урожае. Это обряд выноса семенного материала, мольба о дожде, мольба на поле, которое иногда сопровождалось жертвоприношением лошади, быка и других животных или птиц. Так же жертвоприношения приносились при выдавании девушки замуж, для избавления от порчи и несчастья. Прежние жрецы стали деревенскими колдунами и знахарями, занимающимися ворожбою, врачеванием болезней настоями трав.

Характерной особенностью быта были традиции общинной жизни, связанные с работой крестьян. К ним относились помочи (ниме), то есть взаимопомощь, общественная работа, за которую угощали, но не платили. К ним прибегали в случае заготовки и вывоза леса, строительства избы, молотьбы и т.д.

Женщина в чувашской семье имела право голоса в решении семейных дел. Выбирая невесту, с которой парень знакомился на посиделках или на игрищах, отдавали предпочтение девушкам работящим и здоровым. Чувашская свадьба (туй) длилась 4—5 дней и состояла из обрядов и церемоний, которые сопровождались угощением, пением, музыкой, танцами, скачками, обменом подарками. Важным был обряд переезда девушки в дом мужа, сопровождавшийся причитаниями невесты.

Из музыкальных инструментов были распространены пузырь, гусли, гудок, дудка, а позднее — гармонь, балалайка и скрипка.

Обязательный элемент женской одежды — рубаха из белого полотна, украшенная вышивкой и цветными нашивками. Рубахи носили с передником. В летние дни надевали верхнюю одежду из белого холста или черной хлопчатобумажной ткани со сборками. Осенью и весной женщины носили кафтаны из домашней или фабричной темной шерстяной ткани, а зимой — приталенные сборчатые шубы.

Замужние женщины повязывали голову полотенцеобразным холщовым головным убором, поверх которого надевали шапочку хушпу (нечто вроде плоского кокошника, унизанного в 3 или 4 ряда мелкими монетами) или закрепляли его вышитой повязкой (масмак). Девушки носили небольшие шапочки (тухья), напоминающие по форме тюбетейку, расшитые так же, как хушпу, бисером и бусинками, украшенные плотно нашитыми серебряными монетами. Девушки и женщины повязывали также платки, зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Серьги, как и другие украшения, выполнялись из нанизанных монет.

В деревнях как женщины, так и мужчины носили лапти с шерстяными вязаными или суконными онучами (онучи — обмотки для ног под сапоги или лапти, портянки).

Одежда мужчин смахивала на русский мужской костюм. Обязательным элементом был суконный кафтан. На праздники надевали рубашку с вышивкой.

Селились чаще не на равнинах и открытых местах, а в лесах, у оврага с проточной водой. Издавна пошел у чувашей обычай строить избы окнами и передним фасадом на восток. До конца века еще сохранялись курные избы*. Вблизи дома ставилось несколько амбаров. Летом чаще жили не в избах, а в летниках.

В питании главное место отводилось блюдам из ржаной муки, кислому хлебу и различной выпечке, начиная с подовых лепешек и кончая традиционными пирогами с мясной или рыбной начинкой (хуплу). Применяли также муку, крупу и толокно, приготовленные из овса, пшеницы, полбы или ячменя. Для приготовления мясных блюд употребляли говядину, баранину, свинину, домашнюю птицу, а низовые чуваши — и конину. Традиционное чувашское угощение — овечий желудок, начиненный мя-

сом и салом, а также домашняя колбаса — кишки, начиненные крупой и рубленым мясом. Однако такие питательные блюда готовили только по праздникам. Питалась же чувашская семья в основном традиционным супом (яшка), который лишь изредка готовили на мясном или рыбном бульоне, а также пахтаньем (уйран), вареной картошкой, кашами и киселями.

Из сладостей употреблялся мед, который применялся также для медового напитка и медовой бражки. Хмельным напитком было пиво, которое приготовляли из ячменного или ржаного солода.

Еще статьи