Каким божествам и духам поклонялись далекие предки татар — древние булгары?

Каким божествам и духам поклонялись далекие предки татар — древние булгары?

По своему происхождению они были тюрками, имели руническую письменность, говорили на одном из тюркских наречий. Древние булгары были язычниками, т. е. поклонялись многим богам и божествам. Главным божеством среди них был бог Тенгре. Булгары полагали, что различными явлениями природы управляют отдельные божества. В их честь строили святилища, совершали обряды. Они верили, что все на земле зависит от воли и желания добрых и злых сил, поэтому сильно был развит культ почитания духов. Некоторые отголоски языческой религии дошли и до наших дней.

Одним из важных культов был культ почитания предков. Наиболее выразительно культ почитания предков проявлялся в поминальных обрядах, состоящих из молений и ритуальной трапезы. Обряд этот состоит в том, что потомки обращаются к своим предкам, как к богам, кормят, поминают, просят о помощи (в урожае, в приплоде скота и т. д.).

Следы культа животных можно обнаружить в различного рода запретах, в народной медицине, обрядах. Особенно распространенным у булгар был культ коня, барса, медведя, волка, птиц и собаки. Завывание собаки они считали хорошим предзнаменованием. И год Собаки считался годом изобилия, благополучия, особенно для скота. Собака также была жертвенным животным. В татарской легенде об основании города Казани говорится, что под первой постройкой в качестве жертвы была зарыта собака. Скелеты собак археологи обнаружили и под Билярском и в Тигашевском городищах. Широко был распространен культ змеи, которая считалась покровительницей семьи. И если по какой-то причине змея покидала дом, то люди думали, что это не к добру. На известных булгарских печатях, в основном из Билярского городища, также встречается изображение крылатого барса. Этим булгары хотели подчеркнуть его могущество. О древнейшем культе барса у булгар говорит и то, что с XII века изображение барса становится гербом всей Волжской Булгарии. Одновременно с культом барса у древних булгар был развит культ волка, уходящий своими корнями в древнетюркское время. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались «волками». Анализ фольклорных материалов казанских татар показывает, что тотемным животным их предков также был белый волк.

Представления древних булгар о богах: «Как-то один из них сказал, что у него двенадцать богов: бог зимы, бог лета, бог ветра, бог дождя, бог людей, бог деревьев, бог лошадей, бог ночи, бог дня, бог смерти, бог земли, бог воды, а самый большой бог находится на небе. Однако со всеми остальными живет в согласии, и каждый одобряет то, что делает его собрат. Мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая — рыбам, еше одна — журавлям». («Путешествие Ибн Фадлана на на реку Итиль»)

Почитали древние булгары и деревья. Магическими деревьями считались рябина и можжевельник, часто плоды этих деревьев привязывали к одежде маленьких детей в виде амулетов от сглаза. Береза также считалась у тюркских народов магическим деревом. Так, самая важная часть шаманского бубна — рукоять — была сделана из березы. Березу наделяли также и лечебными свойствами. Из исторических источников известно, что Туйбику, больную дочь булгарского царя, парили в бане березовым веником, после чего она исцелилась.

Культ солнца был самым распространенным у многих народов. В булгарских археологических материалах этот культ проявлялся в символическом изображении солнца в виде кружочка с точкой посередине — так называемый циркульный орнамент. И сейчас мы встречаем солнечный знак в виде ромба на фронтонах домов, наличниках. Нельзя не сказать еще о коне и петухе, как о символах солнца, во многих народных сказках коню были приписаны волшебные качества.

Также имеется ряд культов, связанных с духами. Вот, например, су анасы (водяная), ее считали хранительницей воды. Когда невеста, придя в дом мужа, впервые отправлялась за водой, то перед тем, как ее зачерпнуть, она бросала в воду монетку или соль, или красивую вещь, чтобы умилостивить водяную. Шурале — хозяин леса — считался злым духом. Образ шурале представляли в виде огромного, обросшего волосами существа с рогом на лбу и длинными пальцами. Широко известен также миф об улэте, с которым связывали различные болезни животных. Поэтому часто жители опахивали свою деревню и зажигали костры, чтобы напугать улэтов. Из духов, связанных с домом, известны домовой и бичура. Бичура, в противовес домовому, вел себя по-разному: одни от него страдали, другие богатели. А вот домовой заботился о благополучии семьи. Верили в существование и таких духов, как убыр и албасты. Их олицетворяли в образе злых духов — женщин, колдуний, которые якобы нападали на спящего человека.

О домусульманских служителях культа науке известно немного. Молитвы осуществляли и возглавляли не специальные лица, а старшие по роду, умудренные жизненным опытом, знающие обрядность. На заре разложения родового общества, в период появления у тюрков шаманства, у древних булгар эту роль выполняли имче (знахари). В основном это были пожилые женщины. Устное народное творчество татар донесло до нас интересные рассказы об этих женщинах, якобы обладающих волшебной силой.

Обряды и обычаи древних булгар были привязаны к определенному календарному циклу, и чаще всего они связывались с весенними и летними работами на полях. Интересным языческим праздником был Сабантуй. В восточных районах Татарстана у татар до наших дней сохранился обряд карга боткасы (воронья каша). В первый день Сабантуя дети собирали крупу у односельчан, затем уходили на окраину села, варили кашу и съедали, имитируя при этом карканье вороны. Обрядовым праздником у тюркских народов был Навруз, справляющийся в день весеннего равноденствия и символизирующий начало нового года.

После принятия ислама Волжская Булгария стала исламским государством, возникли новые традиции, обычаи, обряды. Изменились и взгляды на устройство мира. Языческие представления не исчезли сразу, некоторые из них сохранились и в нащи дни.

Еще статьи