Почему Волжская Булгария приняла именно ислам, а не иудаизм или христианство?

Почему Волжская Булгария приняла именно ислам, а не иудаизм или христианство?

Почему же булгары начали переходить в ислам? Чем привлекла их новая религия? Ислам — новая, сравнительно молодая религия, в те времена распространялся довольно интенсивно по всему миру. Во многих странах ислам становился государственной религией, народ тянулся к новой вере из-за ее человечности. Ислам учил людей добру, справедливости, честности, терпимости, уважению к людям независимо от языка, национальности, цвета кожи, богатства. Все мусульмане были равны перед Аллахом. Конечно, это возвышало человека, придавало ему силы и надежду. Но почему булгары все таки приняли именно ислам, а не христианство или иудаизм?

Христианство не могло распространяться потому, что булгары не имели в то время тесных торгово-экономических связей с народами, исповедовавшими христианство. Русь в те времена была еще языческой. Князь Владимир уже позже решил принять новую религию. Послы князя Владимира, побывав в разных странах и познакомившись с существовавшими религиями других народов, учитывали все плюсы и минусы. Побывали у князя Владимира и булгары, но все же русский князь решил принять христианство. Так, в 988 году Русь официально приняла христианство от греков.

Ислам в Волжскую Булгарию проник благодаря торговле со странами Средней Азии, Ближнего Востока. В конце IX века булгарский народ стремился укрепить свое государство, но этому мешало несколько причин. Первая причина — внешняя зависимость от Хазарского каганата. Булгары платили дань хазарам, и сын булгарского царя находился у них в заложниках. Булгарский царь не имел возможности соперничать и противостоять Хазарам, у него не было сильного союзника. Вторая причина заключалась в отсутствии монотеистической религии (единобожия), которая бы сплотила все булгарские племена и вырвала их из-под влияния хазар.

Ислам как религия в Волжской Булгарии был распространен и известен еше до прихода багдадского посольства, об этом свидетельствуют многие письменные источники. Однако официально датой принятия ислама Волжской Булгарией считается 922 год.

Известно, что булгарский царь Алмас (Алмуш) написал письмо арабскому халифу Джафару аль-Муктадиру с просьбой прислать людей для распространения и изучения ислама среди булгарского народа. Так, из истории нам известно, что в 921 году из столицы Арабского халифата, города Багдада, в северную страну было направлено большое посольство и письмо от самого халифа. Возглавлял это путешествие евнух халифа Сусан ар-Расси, а вот секретарем посольства был назначен Ахмед Ибн Фадлан, который оставил подробный отчет о своем путешествии, благодаря чему мы узнали много интересного о жизни древних булгар и их соседей. В состав посольства входили арабы — знатоки мусульманского права и религиозные учителя, слуги. Этим людям предстояла ответственная политическая задача — ввести в булгарском царстве не только ислам, но и багдадские мусульманские обряды. 12 мая 922 года посольство прибыло в ставку царя булгар.

Официальное чтение письма проходило в торжественной обстановке, собрались князья булгарских племен и жители. Арабское посольство преподнесло царю булгар Алмасу (Алмушу) предметы ритуального снаряжения (халат, тюрбан), знамена и арабского скакуна от повелителя правоверных. Затем Ибн Фадлан приступил к чтению письма арабского халифа. Переводчики дословно переводили содержание письма, а члены посольства повторяли последние строки. В тот же день был дан званый обед в честь арабского халифа. На следующий день состоялось первое богослужение, на котором булгарский царь был наречен мусульманским именем, и ему был дарован специальный титул. Это подняло авторитет его как правителя булгар. Вскоре он собрал курултай — съезд всех булгар, где его главенство признали все племена. С этого времени булгарский правитель открыто начал поощрять распространение в Булгарии ислама, который помогал ему в укреплении единства страны. Кроме того, ислам способствовал укреплению международного авторитета страны, оживлению торгово-экономических и культурных отношений со странами Востока, объединению общебулгарской народности, развитию яркой и самобытной культуры, письменности, литературы, науки, духовной жизни.

Еще статьи