Распад халифата. Почему арабы не смогли противостоять монголам

Расцвет арабского халифата продолжился недолго, а единство его оказалось непрочным. Уже в восьмых-девятых веках покатилась значительная волна мятежей и народных восстаний. При правлении Аббасидов величественный халифат начал огромной скоростью распадаться на раздельные эмираты во главе с множествами эмиров. На границах империи власть уже переходила к династиям местных управляющих.
На полуострове Пиреней еще в 756 году появился эмират с важнейшим городом Кордовой (с 929 года называется Кордовским халифатом). Здесь правили испанские Омейяды, которые не признавали багдадских Аббасидов. Через некоторое время стали появляться отдельные династии в Северной Африке (Идриситы, Фатимиды, Аглабиды), в Египте (Тулуниты, Ихшитиды), в Средней Азии (Саманниды) и в других краях.
В десятом веке когда-то единый халифат разделился на несколько самостоятельных государств. После захвата представителями Буидов иранского рода в 945 году, за халифами Багдада была оставлена только власть духовная.
Огромнейшая средневековая империя, не глядя на объединяющий фактор религии Ислама и авторитарную, теократическую форму управления, не смогла существовать длительное время как единое централизованное государство. Начиная с девятого века в государственном строе халифата происходят серьезные изменения.
Во-первых, случилось фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знатных людей, оттесняет верховного правителя от многих рычагов управления. К началу девятого века страной в реальности начинают управлять визири. Даже не отчитываясь перед халифом, визирь имел возможность самолично назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы начали разделять с главным казыем, который руководил судами и образованием.
Во-вторых, в правительском механизме халифата усилилась влияние армии на политическую жизнь. На смену ополчению приходит наемная армия воинов-профессионалов. Создается дворцовая гвардия халифа из мамлюков, которая в девятом веке становится одной из центральных опор главной власти. Но в конце девятого века влияние гвардии усиливается настолько сильно, что гвардейские командиры начинают уничтожать неугодных себе халифов и возводят вместо них на престол своих ставленников.
В третьих, прогрессируют сепаратистские течения в глубинках. Власть эмиров и местных вождей племен становится автономней от центра. С девятого века в политике власть наместников над управляемыми землями становится фактически наследственной. Возникают целые династии эмиров. Они создают личное войско, удерживают в личную пользу поступления от налогов и следовательно становятся самостоятельными правителями. Укрепляло их власть и то, что сами халифы давали им неограниченные права для подавления усиливающихся освободительных восстаний.
Распадение халифата на эмираты и султанаты – автономные государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф, остался духовным главой суннитов, к десятому веку фактически правил лишь частью Персии и столичной территорией. В десятых и одиннадцатых веках после захвата Багдада кочевыми сельджукскими племенами халиф два раза лишался светской власти.
Окончательно Багдадский халифат был завоеван и уничтожен монголами в тринадцатом веке. Монголы быстро захватывали города халифата один за другим, обращая в руины и сжигая все даже сады, вытаптывая поля и без жалости истребляя жителей всех полов и возрастов. Монголы которые были язычниками не щадили никого убивали и суннитов и шиитов и христиан.
Жители настолько были напуганы вторжением нового противника, что сильный ужас оставил их без способности к сопротивлению. Арабский историк того времени со стыдом пишет, как безоружный монгол останавливал на улице захваченного города толпу людей, велел им остаться на месте и ждать пока он принесет саблю, чтобы зарубить их, после уходил, а люди стояли смирно ждали монгольского воина. А тот вернувшись зарубал их саблей одного за другим. Поскольку исламские проповедники в те времена убеждали народ, что монголы и есть те существа Яджуж и Маджуж (Гог и Магог по Библии) которые непобедимы и нашествие их предсказано в Коране, и что сопротивляться им бесполезно.
В 1258 году монгольская армия Хулагу, захватила город Багдад и устроила ужасающую резню, убив сотни тысяч мусульман, заполнив город трупами. Был убит и сам халиф аль-Мутасим. После этой трагедии арабский Халифат перестал существовать, хотя потом формальное звание халифа носили потомки Аббасидов, которые укрылись у египетского султана, до начала шестнадцатого века.
Войско Хулагу было остановлено только мамлюками – гвардией отважного египетского султана Бейбарса, которые не испугались грозных монгольских кочевых завоевателей.
После этих событий управление территорией халифата перешло к мамлюкам Египта. Мамлюкское правление в Египте продлилось до начала шестнадцатого века, то есть до захвата Египта турками-османами и присоединения его к Османской империи.

Еще статьи