Жизнь, традиции, обычаи и религия марийцев (черемисов) до революции

Жизнь, традиции, обычаи и религия марийцев (черемисов) до революции

До революции в официальных документах и литературе марийцев называли черемисами. Они жили в Царевококшайском (Йошкар-Ола), Козьмодемьянском, отчасти в Чебоксарском уездах Казанской губернии и в ряде уездов Вятской губернии. К 1834 году в Казанской губернии их было 71 000 душ обоего пола.

Деревни строили у оврагов, рядом с избой, окруженной хозяйственными постройками, возделывался огород. Избы, особенно у луговых черемисов, топились по-черному, вместо стекол чаще можно было встретить коровий пузырь. На лето семья переселялась в летник из липовой коры.

В 19 веке у марийцев сохранялась большая (неразделенная) семья, включавшая стариков, их женатых сыновей, иногда и женатых внуков с детьми. Во дворе главы семьи или, вернее, рода ставилась изба для молодой семьи. Однако в конце XIX века уже преобладала малая индивидуальная семья, состоявшая из супругов, их детей и родителей.

Для марийских семей было характерно главенство старшего мужчины, подчинение жены мужу, младших — старшим. В большой семье значительная роль принадлежала старшей женщине, которая распределяла работу между снохами и дочерьми. В случае смерти мужа она выполняла функции главы семьи.

Браки заключались преимущественно по сватовству путем договора между родителями, часто без согласия жениха и невесты. Родители жениха платили выкуп (олно) родителям невесты, а они давали за девушкой приданое из имущества и скота.

До свадьбы проводились смотрины, сватовство и сговоры. Свадебный обряд начинался в доме родителей девушки, где собирались родственники с обеих сторон, а завершался в доме жениха после перевода невесты в сопровождении ее родственников. Здесь на новобрачную надевали женский головной убор, она раздавала подарки родне мужа, угощала гостей невестиным кушаньем. Все это сопровождалось песнями и плясками.

Существовал обычай давать родившемуся ребенку несколько имен. Первое имя (временное) давалось повитухой во время обмывания ребенка. Через 2—3 дня ребенок получал постоянное имя, созвучное с именем отца или матери. В случае крещения дети получали христианское имя.

Как и у других народов, народные праздники марийцев были связаны с хозяйственной деятельностью. Во время новогоднего праздника шорык йол (овечья нога) гадали об урожае, приплоде скота, о женихе и пр. Проводилась вечеринка девушек, к которой заранее готовили пиво для угощения жителей деревни и гостей. На ней устраивались представление ряженых, игры, звучала музыка.

Еще в XVIII веке большинство марийцев были крещены и официально считались православными.

Фактически же многие являлись двоеверцами. Посещая церковь и почитая Христа, они в то же время ходили в языческие священные рощи и поклонялись многочисленным богам и духам. И в порядок  проведения христианских праздников нередко включались и языческие обряды.

На весеннем празднике пашни (ага пойрем) проходило общественное моление и жертвоприношение хлебом. Перед началом сева проводили обряд ритуального посева яиц с пожеланиями, чтобы зерна были крупные, как яйца. Во время летнего праздника изгоняли «злых духов» с помощ;ью прутьев и нагаек, которыми хлестали дома и постройки, а также трещоток и берестяных труб.

Повсеместно сохранялась вера в духа — покровителя семьи. Особенно ярко языческие верования выражались в культе предков на похоронах и в поминальных обрядах. На поминках один из друзей покойного играл его роль, надевая его одежду.

Наряду с легендами, преданиями и сказками самым распространенным видом марийского фольклора являются песни — бытовые, гостевые, сиротские, рекрутские, поминальные. Из духовых музыкальных инструментов были распространены свирель (шиялтыш), обмотанные берестой деревянные трубы (нуч), волынка с пузырем, из щипковых — гусли, из ударных — барабан. Под волынку в сопровождении барабана исполнялись танцевальные мелодии во время праздников и свадеб.

Одежда нагорных черемисов напоминала костюм русских крестьян. Национальная одежда больше сохранилась у луговых черемисов, а также у женщин. Мужчины носили белые кафтаны с отложным воротом, праздничная рубаха украшалась вышивкой шерстью и подпоясывалась шерстяным шнуром с кистями. В праздники и на моленья надевали высокие берестяные шапки, напоминающие монашеские клобуки.

Основными частями женского костюма были холщовая рубаха, кафтан, передник без нагрудника, штаны и шерстяной тканый пояс. Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а праздничная одежда кроме того,— блестками, бисером, шерстяной тесьмой. Зимой надевали кафтан на подкладке, шубы нагольные и крытые крашеным холстом или фабричными тканями.

Обувью служили лапти, которые выполнялись очень искусно и добротно. Голени ног обертывали черными суконными онучами. Носили также кожаные сапоги и валенки.

Женские головные уборы, изготовленные из холста и богато украшенные вышивкой, были разной формы. Для украшений использовались монеты. Так, вплотную к шее надевали шуякш, представлявший собой нечто вроде детского передничка, на который нашивали монеты, ракушки и т.д. Из мелкой монеты, подвешенной на медной проволоке, составляли и ушные подвески. Носили также нагрудные застежки — сюльгамы, накосник, браслеты, поясные подвески и т.д.

Основу питания составляли изделия из муки и крупы. Повседневную пищу составлял суп с клецками (салма) из овсяной муки, овсяная каша и кислое молоко. Готовились кушанья с конопляным семенем. К празднично-обрядовым блюдам относились многослойные блины, пироги со сложной начинкой из овощей, крупы и мяса, вареная колбаса из мяса, сала и крови с крупой. Из традиционных обрядовых напитков следует отметить хлебное пиво (пура) и хмельной мед. Подспорьем в питании были овощи, дичь, рыба, мед, дикие съедобные растения.

Материалы по теме:

Читайте: Восемь преступников, которые попались потому что хвастались своими преступлениями онлайн и оффлайн
1. Доминик Антонио Эльфонсека (Dominyk Antonio Alfonseca) Некоторые люди выкладывают в Инстаграме фото домашних любимцев или членов семьи. Кто-то делится только что опробованными блюдами или новыми покупками. Житель Виргинии Доминик Антонио Эльфонсека решил, что он просто не может быть таким скучным и запостил фотографию записки, которую он использовал при только что ...
Читайте: Правда и выдумки о ручных гранатах
ВЫДУМКА ПЕРВАЯ касается мощности взрыва ручных гранат. Бытует мнение благодаря киноиндустрии, что ручной гранатой можно разрушить здание и нанести большой урон техническим средствам передвижения. Конечно, есть ручные противотанковые гранаты и они в состоянии прожечь броню и вывести из строя экипаж машины и саму боевую машину. Но они не могут разрушить здание. ...
Читайте: Создание государства Сельджуков
Внезапное появление сельджуков в Хорасане было свидетельством того, что государство Газневитов находится на пороге огромной опасности. Ибо они должны были стать причиной падения государства, вызвав беспорядки и посеяв смуту в этой стране. Султан Месуд, тотчас осознавший эту ситуацию, в 1035 году, не дав возможности сельджукам сконцентрироваться, двинулся на них с ...
Читайте: Краткая история Дня Победы
Еще в апреле 45-го советские войска подошли к стенам Берлина. Все понимали, что победа неизбежна, но противник все еще скалил зубы. Советские войска не теряли темпы, но чем ближе столица врага, тем тяжелее схватки. Около двух миллионов солдат рвались в бой, 6250 танков были переброшены ближе к линии фронта, около 8000 самолетов ...
Читайте: Происхождение сельджуков
Начало распада мусульманского мира, начиная с его восточных и западных границ на целый ряд небольших государств, спустя совсем немного времени после создания империи Аббасидов, с точки зрения истории тюрок, как раз и составляет начало перехода тюрок под господство ислама. Поэтому небольшие государства способствовали движению вперед империи Великих Сельджуков. Кроме того ...
Читайте: Батареи самоходных штурмовых орудий Вермахта
После того как немцами  в Польской кампании было использовано несколько экспериментальных штурмовых орудий, в первой половине 1940 г. в учебном артиллерийском полку в Ютеборге было создано шесть батарей. Первым таким подразделением стала 640-я батарея, сформированная в марте 1940 г. и ставшая, таким образом, первой боевой частью штурмовой артиллерии Вермахта. Командиром ...
Читайте: Секретные работы британцев с сибирской язвой на острове Грюинад
Сибирская язва — одна из старейших и самых опасных болезней, известных человечеству. Это смертельное заражение крови вызывается бациллами сибирской язвы, которые многие годы могут жить в болотной почве, их не берет ни жара, ни холод, ни засуха, ни даже дезинфицирующие средства. Пасущиеся животные — коровы и овцы — особенно подвержены ...
Читайте: Ибн Фадлан и его рукопись о принятии Ислама на территории Волжской Булгарии
Ибн Фадлан и его рукописи Ахмад ибн аль-Аббас Ибне Фадлан арабский путешественником и миссионер, который побывал в 921-922 гг. на берегах Волги и оставил "Записку" (Рисаля) о данном странствии (в самом тексте автор именует данное сочинение китаб то есть книгой.). Впервые выписки из этого сочинения Ибн Фадлана стали знамениты по "Географическому словарю" ...
Читайте: Ислам в Волжской Булгарии: принятие, распространение и развитие культуры и науки
Власть Тюркского каганата в VII веке в Западной Евразии ослабевает, и в Причерноморье возникает новое государство – Великая Болгария. Около 603г. болгарские племена формируют этнополитическое объединение. В 635г. правитель болгар Орган и его племянник Кубрат сбросили власть Аварского каганата, создав свой союз племен под названием Великая Болгария. Принято считать язычниками, ...
Читайте: Османская Империя и султан Сулейман I
Общие сведения об Османской Империи Османское государство было создано Осман Беем. Осман Бей возглавил все Огузские бейлики и женился на дочери самого авторитетного предводителя Ахилер Шейха Эдебали. Связав все турецкие бейлики Анатолии, он смог основать в кратковременные сроки турецкое единство. Вначале Османы отправились на Румелию; после, приход сына Орхана Гази Сулейман Бея ...
Читайте: Правление и реформаторская деятельность Сулеймана Великолепного
Роль и место ислама в правлении султана У султана не было полномочий модифицировать или пренебречь принципами шариата, святого закона, данного от Бога и отправленного через пророка мир ему, который тем самым ограничил божественную власть султана. Однако, как у правоверного мусульманина, у Сулеймана никогда в жизни и не возникало намерений реформировать шариат. Султанские ...
Читайте: Пальмира – жемчужина человечества
Первые документальные летописи о Пальмире относятся к третьему веку до нашей эры. Исследователи отыскали их в архивах города-государства Мари. Город этот относится к временам Шумерской цивилизации. Изначально Пальмиру называли по арамейски Тадмор. Он расположился в живописном оазисе посреди пустыни на пути следования от междуречья Тигра и Евфрата к Средиземному морю. Естественно, ...