Биография Салиха Сайдашева (1900—1954)

Создание профессионального искусства невозможно без наличия музыкантов, композиторов, артистов, имеющих специальное образование. Такие возможности для татарского народа, как и многих народов Поволжья и Приуралья, возникли лишь в начале XX века. В эти годы любительские музыкальные кружки получили широкое развитие и выдвинули из своей среды наиболее талантливых певцов, музыкантов. Среди них выделяются Султан Габяши, Салих Сайдашев и Мансур Музаффаров. С. Габяши создал ряд инструментальных пьес, песен (и в наши дни звучит его песня «Кукушка»), он также записывал народные песни, руководил национальными хоровыми коллективами и выступал со статьями по проблемам татарской музыки, В дальнейшем композитор подвергался гонениям и третированию как сын мусульманского духовного лица. Сайдашеву и Музаффарову было суждено встать на путь профессионального музыкального творчества и сыграть выдающуюся роль в формировании и развитии татарской профессиональной музыки.

Биография Салиха Замалетдиновича Сайдашева (1900—1954)

3 декабря 1900 года в Казани в семье рабочего родился мальчик, его назвали Салих. Очень рано лишившись родителей, он воспитывался в семье старшей сестры.

Дом мужа сестры Шигабетдина Ахмерова — прогрессивного издателя, просветителя — часто посещали видные деятели татарской культуры, что оказало большое влияние на формирование юного Салиха. У мальчика рано проявились музыкальные способности, он с увлечением играл на гармонике. Видя тягу Салиха к музыке, Шигабетдин-абый покупает для него рояль и приглашает учителя музыки. Позже Салих обучается у видных педагогов Казанского музыкального училища, в одном из наиболее авторитетных тогда учебных заведений Поволжья.

Уже в предреволюционные годы Салих участвует в инструментальном ансамбле при татарской драматической труппе «Сайяр». К этому времени Салих имел довольно большой репертуар из татарских народных песен, бытовой техники тех лет и миниатюры классической музыки. Из-за отсутствия нот национальной музыки ему часто приходилось впервые записывать народные песни и перекладывать их для инструментального состава. Позже его друг Мансур Музаффаров с восхищением вспоминал, как умело Салих дописывал новые партии для ансамбля, что свидетельствовало о самобытном даре будущего композитора.

Салих Замалетдинович Сайдашев с первых дней победы революции активно включается в музыкально-общественную жизнь. По заданию Буинского отдела просвещения, он создает музыкальную студию, при которой организует татарский и чувашский хоры для разучивания на родных языках «Интернационала» и других песен. Затем он добровольно вступает в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, где служит трубачом, капельмейстером. За творческие успехи руководимого им самодеятельного ансамбля С. Сайдашев был награжден именными часами.

Многосторонняя музыкально-общественная деятельность этих лет оказала большое влияние на формирование идейно-эстетических взглядов С. Сайдашева, на глубокое понимание общественного значения музыкального искусства. До 1922 года он преподает в Оренбургской музыкальной школе. По приглашению драматурга и режиссера Карима Тинчурина он возвращается в Казань и до конца своих дней работает в Татарском академическом театре им. Г. Камала. Здесь разносторонне раскрывается талант Салиха Сайдашева как пианиста, дирижера и композитора. Он постоянно участвует в концертах, пишет музыку для драматических спектаклей и приходит к созданию нового вида музыкально-сценического произведения, получившего название «музыкальная драма». Наиболее известные его музыкальные драмы «Зэнгэр шэл» («Голубая шаль») К. Тинчурина. «Наемщик» Т. Гиззата постоянно звучали с театральных сцен.

Что же такое музыкальная драма? В ее основе лежит драматическое литературное произведение, но в раскрытии содержания, характеристике действующих лиц большое значение приобретает музыка в виде песен, арий, танцев, хоров и инструментальных фрагментов, увертюр и др. Все это довольно близко к опере, но здесь широко употребляется разговорная речь, диалоги, т.е. формы драматического произведения. Зарождение формы музыкальной драмы это ответ на запросы демократической аудитории, оно наблюдается во многих республиках страны.
Социальным противоречиям в деревне в период отмены крепостного права посвящена музыкальная драма «Наемщик». В драме личная судьба главного героя Батыржана и его возлюбленной Гульюзум развертывается на фоне классовой борьбы в деревне. Мужественной, героической музыкой характеризуется Батыржан в песне с хором «Мы встаем на рассвете…», музыка песен Гульюзум близка народным лирическим мелодиям. Массовые народные сцены представлены танцами, бытовой музыкой, близкой народным традициям. В увертюре к драме звучат основные темы-образы, предваряя развитие содержания драмы.

В 20-30 годы музыка С. Сайдашева была очень популярна и любима в народе. Многие песни из спектаклей композитора мгновенно переносились в быт и распевались как самостоятельные произведения. Они отличались сердечностью, яркой выразительностью, оригинальностью авторского почерка и близостью народным истокам. А песня монтеров из драмы «На Кандре» и по сей день остается одной из лучших массовых патриотических песен. Песни Раисы из драмы «Кузлэр» («Очи») и ныне очень популярны. Широко известна восточная музыка из трагедии «Тагир и Зухра». Она бытует как музыкальная пьеса, по ней поставлена и балетная сцена.

Творчество Салиха Сайдашева имеет основополагающее значение в истории татарской профессиональной музыки по следующим причинам: во-первых, опираясь на одноголосную фольклорную традицию, он создал оригинальный, вбирающий в себя европейский опыт, многозвучный музыкальный язык, в котором национальное органично сроднилось с этим опытом. Он нашел такие формы интеграции с европейской музыкальной системой, которые не только не подавляли народные традиции, но и, напротив, раскрыли простор для свободного развития их; во вторых, будучи разносторонне одаренным композитором, дирижером и исполнителем, С. Сайдашев в своем творчестве представил основные формы и жанры профессионального искусства: чисто инструментальную музыку от бытовых до симфонизированных форм, балетную музыку, оперные н песенные вокальные формы театральной музыки; и, наконец, в-третьих, благодаря профессиональному владению оркестровым письмом, инструментарием, он свою музыку воплотил в высокохудожественной форме. Щедрый мелодизм, богатая интуиция и подлинная народность обеспечили жизненность, неувядаемость его искусству. Нельзя также не отметить его душевность, скромность, артистизм общения с окружающими и интеллигентность, что разносторонне сказалось в большой дружбе с артистами, поэтами и писателями.

С. Сайдашев первый использовал в татарской музыке такие формы, как ария, хор, инструментальный ансамбль. Творчество Сайдашева проходило в жестокой борьбе с господствовавшими предрассудками, которые признавали «все эти новшества» ненациональными, якобы чуждыми татарам. Но слушатели с восторгом воспринимали это новое, обогащавшее национальную музыку.

На долю композитора выпали тяжелые годы испытаний и лишений. В 30-е годы репрессии сталинизма коснулись друга, соавтора композитора К. Тинчурина, в связи с чем была запрещена его музыка на стихи Тинчурина. С. Сайдашев третировался и как друг «врага народа».

В последующие годы С. Сайдашев больше выступает как дирижер, пианист; пишет отдельные песни. Но вместе с тем подвергается нападкам в печати со стороны завистников. Приходится только восхищаться, как композитор в трудные годы жизни создал искрящуюся задором, патриотическую и полную энтузиазма «Песню дружбы», которая и поныне остается лучшей массовой песней.

Талантливого композитора татарского народа не стало 16 декабря 1954 года. Похороны Салиха Сайдашева вылились во всенародный траур, буквально вся Казань вышла провожать любимого композитора. Траурная процессия тянулась от Академического театра им. Г. Камала по улице Татарстан до самого татарского кладбища. Движение транспорта по этим и прилегающим улицам приостановилось, предприятия и заводы гудками прощались с композитором. Жил композитор в скромных условиях во флигеле театра им. Г. Камала по улице М. Горького, где имеется мемориальная доска. Он был удостоен звания заслуженного деятеля и народного артиста республики.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий