«Марусиным пояском» на жаргоне моряков называется ватерлиния на корпусе корабля. «Загрузиться по самую ватерлинию» – «загрузиться по марусин поясок», наполнить до краёв стакан.
Ватерлиния — (с голландского waterlinie) линия на корпусе судна на уровне соприкосновения спокойной поверхности воды. В теории — элемент теоретического чертежа корабля, как сечение корпуса горизонтальной плоскостью.
Ватерлинии делятся на следующие типы:
конструктивная ватерлиния (КВЛ) — ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчётом полному водоизмещению судна и нормальному водоизмещению корабля;
грузовая ватерлиния (ГВЛ) — ватерлиния, при плавании судна с полным грузом. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают;
расчётная ватерлиния — ватерлиния, соответствующая осадке судна, для которой определяются его расчётные характеристики. При определении расчётных характеристик в качестве расчётной ватерлинии принимают: для кораблей — ватерлинию, соответствующую нормальному водоизмещению; для судов — ватерлинию, соответствующую осадке по центру круга грузовой марки;
действующая ватерлиния — текущая, при данной нагрузке и условиях;
теоретические ватерлинии — набор сечений через равные расстояния, формирующий один из видов теоретического чертежа: план.
Действующая ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне. Площадь ватерлинии используется для вычисления коэффициента полноты корпуса. Форма площади ватерлинии, точнее её момент инерции, является фактором, определяющим устойчивость формы. Очевидно, в зависимости от условий нагрузки, крена и дифферента форма площади ватерлинии, а с ней и устойчивость, могут меняться.
Длина по ватерлинии служит характерным линейным размером в определении числа Фруда для водоизмещающих судов и, соответственно, их теоретической скорости.