История развития каллиграфии у татар

Прекрасная резная эпиграфика надгробий, различных произведений художественного металла волжских булгар, как и казанских татар, свидетельствуют о том, что еше в далеком прошлом многие ремесленники — выходцы из народа, были искусными каллиграфами.

Обучение еще с булгарских времен в мектебе (начальных школах) и медресе (духовных училищах) письму на арабском шрифте, как и переписывание различных текстов: сур из Корана, байтов, легенд и преданий,— способствовало развитию навыков каллиграфического письма с детства. Великолепные мастера этого дела — хаттаты — так назывались среди татар каллиграфы — выходили из среды шакирдов, т. е. учеников татарских медресе. В одном из таких медресе в середине XIX в. в Казани получил образование известный татарский каллиграф — Мухаммед Гали Махмудов. Он был выходцем из деревни Селенгер Мемдельского уезда и преподавал восточную каллиграфию и языки в Казанском университете, где начал свою деятельность в 1842 году.

Талантливый художник-орнаменталист, мастер тюрко-татарской, персидской и арабской каллиграфии М. Махмудов свободно владел письмом арабских почерков — сулъс, насх, таалик и другими.

Оформленные им книги татарских и восточных авторов отличаются тонкостью и изяществом композиций, выполненных пером и кистью в технике акварели. Это орнаментальные миниатюры в изысканной цветовой гамме небесно-голубого, золотисто-желтого, перламутрово-розового, сиреневого и изумрудно-зеленого тонов с вкраплениями розбрызгов из золота и серебра. Мотивы растительного орнамента в книжных заставках, концовках, унванах тщательно проработаны, прорисованы до мельчайших деталей. Изгибы растительных побегов легки и изящны, как и вся орнаментальная вязь букв, наподобие прихотливой непрерывно вьющейся линии.

В конце XIX в. прославился другой мастер-каллиграф Мустафа Чутай, прекрасно владевший, помимо книжной графики, искусством резьбы по камню в надгробиях. В начале XX в. переписчиками книг были известные каллиграфы Гимади Нугайбеков, Вэли и Киям Кари и другие.

Как каллиграф и прекрасный рисовальщик прославился известный татарский драматург Галиасгар Камал. Он оформлял татарские газеты и публиковал свои рисунки в журналах.

В начале XX в. появляются первые татарские художники-графики книги — М. Галеев, Г. Гумеров, А. Табулдеев и художница — Хадича Акчурина. Их иллюстрации украшали издания журналов «Ак юл» («Белая дорога»), «Аң» («Мысль»), «Ялт-юлт» и других.

К искусству каллиграфии относятся татарские шамаили — изречения, написанные арабскими письменами и заключенные в картинные рамы, которые украшали стены татарских домов. Обычно это были фрагменты из Корана, стихотворные строки, иногда пословицы, народная мудрость и крылатые афоризмы, которые писались на стекле. Они обрамлялись узорами цветочно-растительного орнамента. С внутренней стороны стекла фон между буквами покрывался черной, голубой или зеленой краской, а буквы, оставаясь незакрашенными, заклеивались мятой фольгой.

Это создавало контрастную игру света и тени, придавало шамаилям мерцающий блеск, усиливающий их выразительность как элемента декоративного оформления жилища. Содержание шамаилей призывало к миру и благополучию в доме, и сами шамаили выполняли в нем роль оберегов, защищавших владельцев от несчастий и различных напастей. Нередко на них можно было видеть изображения мусульманских святынь — Мекки и Медины, виды Константинополя, Стамбула, татарских мечетей.

Со второй половины XIX в. такие шамаили производились как по заказам, так и на продажу. В Казани работали специальные мастерские, артели художников, которые создавали шамаили в больших количествах и вывозили их за пределы края — в Среднюю Азию, Сибирь, города Поволжья, в которых проживало значительное мусульманское население. Шамаили создавались не только в городе, но и на селе, где работали талантливые мастера-самоучки. Они внесли в искусство шамаилей демократическую струю, далекую от религиозной направленности. Содержание этих шамаилей, выполненных в духе народных картинок, отражало представления татар о нравственном и духовном, о красоте и смысле жизни.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий