История костюма. История одежды в разные времена

происхождение одежды История

История костюма. Можно ли представить себе шестьсот бантиков на мужском костюме? Шубу весом в двадцать восемь килограммов? Мужские брюки с кружевами? И дамскую прическу, которую помогал носить даме ее паж?
Сейчас это трудно представить, но если заинтересоваться историей костюма, то можно узнать и еще более удивительные вещи.

История костюма, точнее слово «костюм» происходит от французского «costume», что означает «привычка», «обычай». Во все эпохи, у всех народов, у всех сословий эти самые «привычки-костюмы» были чрезвычайно разнообразными. Разнообразие определялось многими причинами; материальным достатком человека, климатом, национальным характером.

Костюм — это своеобразный календарь истории. Например, по характеру одежды персонажа на картине можно определить, какая эпоха изображена художником. Так, американский ученый Чарлз Брукфильд узнал, когда затонул корабль «Винчестер», по найденным на корабле остаткам костюмов из гардероба капитана судна. Они сообщили ученому свой возраст: это была мода конца XVII века.

В древние времена по костюму можно было сразу узнать национальность человека.

Костюм древнего галла отличался от костюма египтянина, а одежда финикийца совсем не походила на греческую.
В то время внутри каждого государства, в рамках его национальных границ, создавалась своя собственная культура.

— Сам на себя смотри. Сам у себя учись!

И в самом деле! Плохие дороги, примитивный транспорт, религиозные и расовые предрассудки — все это приводило к разобщенности народов. Пока караван из Египта доползет до Индии, пройдет целый год. А из Индии в Египет — еще год! Какие уж тут «международные контакты»!

Вот и не менялся костюм десятилетиями.

Ну, а через десятки лет? Все таки менялся? Отчего же?

Конечно, не только потому, что греки, несмотря на бездорожье, съездили, наконец, к египтянам, а индийцы на своих верблюдах привезли персам невиданные халаты. Костюм менялся в соответствии с требованием времени.

История костюма связана и с архитектурой. Изменялась архитектура. А значит, менялись и предметы быта. Мебель и посуда становились удобнее, совершеннее. Старый костюм уже не соответствовал духу нового быта, новым художественным представлениям людей. Посмотрите на рисунки — и вы сразу увидите, как тесно связаны стиль архитектуры и стиль костюма.

Вот древнегреческий костюм и классическая греческая колонна. Правда, похоже? Складки одежды как бы повторяют форму архитектурных деталей.

история костюма

Средневековый костюм для наглядности помещен рядом со стрельчатым готическим собором. Стремление вверх, вертикальные линии, остроконечные формы преобладают и в костюме, и в архитектуре средних веков.

история костюма

Стремление к горизонтальным линиям в архитектуре Ренессанса придало силуэту костюма эпохи Возрождения сплющенность, грузность. Платье как бы раздается вширь.

история костюма

В Древнем Египте типичной национальной одеждой был прямоугольный передник, который позднее, в период Нового царства, превратился в длинную рубаху — «колазирий». Эта же рубаха, только с плечиками, стала женским платьем. Фараон надевал поверх обычной одежды богатую тунику. На голове фараон носил особую повязку «немее», а в торжественных случаях — высокую корону, украшенную золотой змеей — «уреем». Царица надевала на голову убор с изображением коршуна — символом богини плодородия Изиды.

Одежда у греков не выкраивалась и не сшивалась. Она состояла из различных по размеру четырехугольников ткани. Но ни один народ не умел так красиво и грациозно носить свой костюм, как это делали древние греки! Кусок материи, надеваемый прямо на голое тело («хитон»), драпировался такими красивыми складками, что и до сих пор древнегреческий костюм является примером необычайного изящества и пластики. Недаром в греческих школах обучали искусству драпировать одежду. Гречанки поверх хитона через плечо перекидывали «диплоидий». Уходя в дальние походы, мужчины надевали «хламиду» — короткий, до колен, кусок материи, переброшенный через левое плечо и застегнутый на правом. Повседневной одеждой женщин служила такая же накидка, только меньших размеров — «пеплос».

Но вот по древней Европе зашагали железные колонны римских легионов. Римская империя распространялась и в Африку, и в Азию. Рим подчинил себе одно государство за другим. Народам покоренных стран военный авторитет Рима казался настолько несокрушимым, что у людей возникло желание подражать Риму, если не во всем, то хотя бы в костюме и в манере носить этот костюм. Так возникло понятие мода.

Костюм римлян во многом был заимствован у греков и тоже не отличался сложностью. Он состоял из двух частей: туники-рубахи, на которую мужчины надевали «тогу», а женщины — «паллу». Крестьяне носили «пенулу» — рубаху с капюшоном.

Пала Римская империя, и ведущее положение Византии сразу же сказалось на характере костюма в древнем мире. Костюм того времени усваивает много элементов, пришедших с богатого Востока. Входят в моду тяжелые парчовые ткани, шитье жемчугом и драгоценными камнями. Одежда становится жесткой, скрывает фигуру, сковывает движения.

Однако в Галлии (Франции) и Германии костюм сохраняет национальные традиции до XI века — эпохи начала крестовых походов. В XI веке рыцари, возвращавшиеся из своих дальних странствий по диковинным странам, привозили яркие восточные ткани с непривычным орнаментом, и вскоре восточное влияние на костюм распространилось по всей Европе. В средние века научились простейшему крою, правда, «не по фигуре». Пока еще одежда во многом напоминала античные образцы.

История костюма гласит, что европейский средневековый костюм мужчины представлял собой длинную тунику. Она стягивалась поясом и собиралась на груди в легкие складки. Поверх туники носили обшитый золотом и позументом плащ, закрепленный пряжкой — как у римлян. Их трудно было забыть!

Штаны ничем не украшались, но зато штанины были разного цвета! Женская одежда того времени — шерстяное длинное платье и туника. Головной убор представлял собой высокий остроконечный колпак или рогатый чепец, похожий на полумесяц. Позднее головные уборы и платья как мужчин, так и женщин стали украшаться бубенчиками, которые звенели при малейшем движении.

В эпоху Возрождения костюм претерпевает большие изменения. Люди научились кроить одежду по фигуре. Костюм уже не скрывает формы тела, а даже преувеличивает их. Центрами моды в этот период становятся Италия и Испания. Однако в Германии и Нидерландах итало-испанская мода XV—XVI веков была принята с оговорками. Такой «оговоркой» стали традиции костюма ландскнехтов — наемных солдат из Швейцарии. Их военная форма отличалась невероятным количеством буфов и разрезов, подвязочек и ленточек, что придавало платью ландскнехтов чрезвычайную пестроту.

Эта пестрота еще больше усилилась в костюме эпохи Возрождения полосатыми чулками, меховой отделкой плащей, применением яркой восточной парчи. Модным головным убором стал берет — такой же, как и у ландскнехтов.
Во второй половине XVI века в Западной Европе распространился более строгий, так называемый испанский стиль костюма. У мужчин появляется камзол на вате с толстыми нашивками на плечах. Вокруг шеи надевался пышный сборчатый воротник, который у щеголей и «стиляг» XVI века был непомерно широк и в шутку назывался «жерновом». Женщины в это время носят платье с узким лифом и с буфами на рукавах. Юбки становятся невероятно широкими и поддерживаются жестким металлическим каркасом, который прикрепляется к поясу. У горожан и людей незнатного происхождения костюм этого времени сохранил черты одежды ландскнехтов, так называемого «немецкого» костюма.
В начале XVII века в конструкции европейского костюма произошел поворот в сторону большей свободы и естественности по сравнению со стеснявшим движения испанским костюмом. Во время Тридцатилетней войны вся Европа одевалась «по-военному». В ход пошли шляпы с перьями, цветные сапоги, шпоры, широкие, закрывающие плечи, кружевные воротники. Все были увлечены ношением оружия. В то время говорили, что «сабля украшает образованного мужчину». Оружие стало неотъемлемой деталью костюма. Женщины носили платья с массой складок и кружевными манжетами. Туалет дополнялся широкополой шляпой с плюмажем.

Середина XVII столетия изменила в мужском костюме брюки. Они сделались широкими, чуть ниже колен и украсились богатыми кружевами. Очень модным стали бантики «фаворит» на чулках, башмаках и штанах. На мужской костюм XVII века нашивалось до 300 метров лент и кружев и до 600 штук бантов и бантиков.

Читайте также: Татарское ювелирное искусство

С 1670 года по Европе начинается триумфальное шествие французской моды. Мужчины надевают длинные кафтаны с обшлагами и клапанами, башмаки с пряжками, чулки и короткие панталоны. Появляются парики. Во времена Людовика XV они были так сильно напудрены, что шляпу невозможно было надеть, и ее носили под мышкой.
Женщины носили «кринолин» — широкую юбку на каркасе и шнурованный корсет.

Французская революция положила конец этому вычурному стилю в костюме. В самом деле — своей громоздкостью он словно подчеркивал классовую принадлежность своего хозяина, его полное пренебрежение и неспособность к труду.
Костюм периода французской революции становится удобнее, начинает отвечать требованиям гигиены. Представьте, сколько пыли собирали всякие шлейфы и кринолины, волочившиеся по земле! В бесконечных складках платьев XVIII века даже заводились блохи. Существовали специальные ловушки для блох, которые пришивались к юбкам, прикалывались к подкладкам шитых золотом кафтанов. Теперь из костюма исчезли тяжеловесные украшения, которые стесняли движения, нарушали пропорции и естественную красоту человеческого тела. Костюм становится подлинно демократическим, по конструкции он приближается к народному.

История русского костюма

В Древней Руси костюм состоял из подпоясанной рубахи и шаровар. Позднее, с возникновением Русского государства, в костюме появляется много византийского. Богатый костюм русских князей и их жен по внешнему виду отличался от народного, но в общем одежда богатых и бедных имела один и тот же покрой. У княжеского костюма было так называемое «оплечье» — широкий, шитый золотом воротник, который позднее стал неотъемлемой частью царской мантии и назывался «бармой». Шуба была предметом гордости хозяина. Ее при гостях не снимали даже в помещении.
Ведь украшения и богатая отделка шубы были признаком знатности.

Известно, что вес одной боярской шубы достигал 28 килограммов. 

В XVI веке стали носить головной убор высотою в «локоть». Это сооружение обшивалось куньим или собольим мехом, снятым от горла зверьков. Такие «горластые» шапки имели право носить только бояре.

история русского костюма

В XVII веке к мужскому кафтану прикрепляли «козырь» — высокий стоячий воротник, вышитый серебром.
Он являлся признаком щегольства. Отсюда и пошло выражение «ходить козырем».

Русская женская одежда этого времени состояла из белой или красной рубахи, на которую надевался «летник» — платье без рукавов, украшенное жемчугом и золотым шитьем. При выезде из дому на голову надевался «кокошник», или «кика». В России дорогие шелковые и парчовые одежды надевали лишь изредка. Их тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. Ведь до петровского времени покрой и стиль одежды почти не менялся.

История русского костюма гласит, что с начала XVIII века специальными указами Петра I стал вводиться западно-европейский стиль одежды. С этого времени развитие костюма в России начала идти параллельно с Западной Европой.

* * *

С конца XVIII и начала XIX века в развитии европейского костюма определенно чувствуется стремление к более спокойному силуэту, к рациональности, легкости и удобству.

Конечно, на протяжении последних 150 лет в история костюма имела свои «капризы моды». С 1800 года почти тридцать лет господствовал стиль «ампир», с 1835 по 1870 держался стиль, названный «вторым рококо». Появлялись женские платья с «турнюром» — своеобразной данью XVIII веку.

Но все эти моды в одежде были недолговечными и принципиально мало чем отличались от уже известных в истории костюма образцов одежды.

В 20-е годы прошлого столетия в костюме окончательно победили принципы рациональности. Юбки стали короче — стало легко шагать. Покрой одежды стал свободным — стало легче двигаться, работать. Сократилось число деталей костюма — стало возможно одеваться быстро!

Современный костюм — это одежда для всех.

Современная одежда прежде всего должна быть удобной, простой, красивой и легкой. Именно эти качества костюма и есть стиль нашего времени.

Наиболее интересные элементы костюмов прошлых времен не отбрасываются, как «забытое», современными художниками-модельерами, а творчески перерабатываются и воплощаются в современном костюме, не нарушая стиля одежды нашей эпохи.

Оцените статью
ОТ ДУШИ