Марина Мстиславовна Неёлова

Советская и российская актриса Марина Мстиславовна Неёлова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. По национальности — русская.

Большая часть творческой биографии пришлась на работу в театре «Современник». Наиболее известные роли сыграла в таких картинах, как: «Монолог», «Осенний марафон», «Фантазии Фарятьева» и «Дорогая Елена Сергеевна».

Почетные звания и награды

Народная артистка РСФСР с 1987 года.

Лауреат Премии Ленинского комсомола (1976),

Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981),

Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1990) и Государственной премии РФ (2001).

Биография Марины Нееловы

Марина Мстиславовна родилась в семье, далёкой от театра или кино. Валентина Николаевна, мать Марины, посвятила жизнь воспитанию дочери, она поощряла её желание выразить себя в искусстве. В 4-летнем возрасте девочка начала заниматься балетом. С детства Марина мечтала стать актрисой.

В 1965 году М. Неёлова поступила на актёрский факультет ЛГИТМиК и в 1969 году окончила его (мастерская Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд). Ещё будучи студенткой третьего курса, Неёлова дебютировала в кинематографе, исполнив сразу три роли в фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка», и её работа сразу была положительно отмечена критиками.

Актриса мечтала попасть в труппу БДТ к Товстоногову, но не решилась прямо обратиться с просьбой к знаменитому режиссёру. В 1971 году Марина переезжает в Москву и устраивается в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Пробуется также у Эфроса. В 1974 году Неёлова переходит в «Современник». Валерий Фокин и Константин Райкин ввели её в спектакль «Валентин и Валентина» вместо выбывшей актрисы. С тех пор её профессиональная жизнь связана именно с этим коллективом.

В кино Неёлова начинала со сказочных и романтических ролей, постепенно расширяя свой диапазон. В 1972 году она снимается в психологической драме «Монолог», где её напарником по главной роли стал Михаил Глузский. Фильм стал большим творческим достижением актрисы, и о ней заговорили как об особом явлении.

В 1970—1980-е годы творческая карьера Марины Неёловой развивается вполне успешно. Она не испытывает недостатка в предложениях ведущих режиссёров страны. Она воплотила на сцене образы героинь известных постановок своего времени: Виола («Двенадцатая ночь»), Аня («Вишнёвый сад»), Маша («Три сестры»), Марья Антоновна («Ревизор»). Заметным достижением в кинематографе становятся её работы у ведущих мастеров кино страны: Георгия Данелия, Никиты Михалкова, Ильи Авербаха, Эльдара Рязанова, Вадима Абдрашитова и других.

С 1990-х годов актриса стала значительно меньше сниматься, посвящая больше времени семье. В 1994—1997 годах жила во Франции, а с 2003 по 2009-й — в Нидерландах с мужем — Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации Кириллом Геворгяном, хотя продолжала играть в спектаклях театра «Современник». Репертуар театра подстраивали под расписание её приездов.

В настоящее время Марина Неёлова живёт в Москве и продолжает работать в труппе «Современника».

Семья, дети, муж

Первый муж (1970—1978) — актёр и режиссёр Анатолий Васильев (род. 1939).

В 1985—1987 гг. была близка с шахматистом Гарри Каспаровым, от которого родила дочь.

Дочь Ника (род. 1987) в 2010 году окончила лондонскую Школу изобразительного искусства Слейд по классу скульптуры, в том же году выиграла конкурс New Sensations, проводимый The Saatchi Gallery совместно с Четвёртым каналом телевидения Великобритании.

Второй муж (с 1989) — российский дипломат Кирилл Горациевич Геворгян (род. 1953). К. Геворгян занимал должности посла РФ в Нидерландах, директора Правового Департамента МИД РФ. Чрезвычайный и полномочный посол. Сейчас является судьёй Международного суда OOH.

Очерк творчества

Фаина Раневская, отзываясь о начинающей актрисе, говорила: Её талант нуждается в заботе режиссёра, товарищей по сцене, всех, кто отвечает у нас за театральное искусство, ибо талант — драгоценность. Первые роли Неёловой — это воплощение образов романтических и сказочных персонажей на экране. Актрисе очень подходило амплуа травести, с которого она начинала, но оно быстро стало тесным для неё. Наряду с Маргаритой Тереховой и Инной Чуриковой, Неёлову сразу отнесли к наиболее ярким молодым дарованиям 1960-х.

Классическими для актрисы стали роли хрупких, ранимых, страдающих героинь, пытающихся отстоять своё «я». Неёловой удаётся продемонстрировать глубину в обыденных и житейских сюжетах, когда её женщины на экране становятся узнаваемыми типажами современного мира. Несмотря на разностороннее дарование Неёловой, для неё больше подходит бытовой психологизм, нежели гротеск и эксцентрика ярких характерных ролей.

Неёлова тем и уникальна в нашем кино, что обладает темпераментом трагедийной актрисы и, в то же время, представляет своеобразный психофизический тип, удивительно распространённый сегодня. Однако для полной реализации тех возможностей, какие представляет это сочетание, актрисе уже не хватает «усреднённых» мелодраматических сюжетов и камерных любовных перипетий. — А. С. Плахов

Исполняя двойную роль Виолы-Себастьяна в «Двенадцатой ночи», Неёлова вдохнула в образ подлинный юмор. Её персонажи глубоко женственны и неподражаемо сексуальны.

Вячеслав Зайцев, создававший костюмы для Неёловой, говорил, что Марина… соткана из секса. «Очень хорошая актриса Неёлова — первый класс», — отмечал Андрей Тарковский в своём дневнике в 1974 году.

С 1980-х годов репертуар актрисы обогатился комедийными ролями со склонностью к лёгкому фарсу («Красавец-мужчина», «Чужая жена и муж под кроватью»). Критики отметили широкий диапазон возможностей Неёловой, профессионализм и умение осветить совершенно неожиданные стороны образа.

Неоднократно Неёловой приходилось «дважды входить в одну и ту же реку», играя разных персонажей в одних и тех же постановках и фильмах. В картине Кошеверовой «Тень» она сыграла Аннунциату, а 17 лет спустя в «Тени…» Михаила Козакова — Юлию Джули. В сценическом варианте «Фантазий Фарятьева» режиссёра Лилии Толмачёвой ей досталась роль младшей сестры Любы, а в картине у Авербаха она — старшая сестра Александра.

В 1990—2000 годах актриса стала реже появляться на сцене и экране. Однако, как исполнитель ещё советской школы, она не потерялась в авангардистских поисках нового времени. Так, с 2007 года Неёлова исполняет парадоксальную роль Башмачкина в постановке Фокина «Шинель» на сцене «Современника», получив самые тёплые отклики театральной прессы.

Американский критик Питер Маркс так писал о работе Неёловой в постановке «Вишнёвого сада»:

Труднее всего вообразить, чтобы кто-то или что-то могло испортить игру Неёловой. Экстравагантно разодетая, похожая на поблёкшую птичку, она оплакивает прежнюю жизнь, не в силах поверить, что её насильно лишают всего, что она любит. Финал пьесы проходит под стук топора — сад рубят, а в расширенных глазах Неёловой мы видим: топор ударяет прямо по её сердцу.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий