Режиссер Туляходжаев Назим Турабович

Назим Туляходжаев

Рассказ о режиссере Назиме Туляходжаеве, который работал в мультипликационном объединении киностудии «Узбекфильм», хочется начать интригующе: человек, никогда специально не учившийся искусству мультипликации, за свой фильм получил на Международном фестивале в Лейпциге высшую награду — «Золотого голубя», а затем первый приз на XVIII Всесоюзном кинофестивале. Называется фильм «Будет ласковый дождь». Это шестая по счету работа режиссера.

Впрочем, уже первые шаги Назима Туляходжаева в мультипликационном кино обнадеживали. Лента «Озеро в пустыни» ставшая его дебютом, была отмечена на одном из всесоюзных кинофестивалей. Эта новелла о мирной семье, которую лишили крова коварные воинственные пришельцы, в аллегорической форме касается вопроса серьезного и важного—вопроса будущего планеты…

Назим Турабович Туляходжаев окончил режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, в нескольких фильмах участвовал как актер. «Профессиональные знания мультипликатора, — говорит он сегодня,— я старался почерпнуть из просмотренных фильмов. Хорошие картины многому учат. Впрочем, и плохие тоже. Но основой моего образования, конечно, стала школа театральной режиссуры. Она имеет давние традиции, активно развивает метафорическое мышление. Для мультипликации это особенно ценно».

После «Озера в пустыне» Туляходжаев поставил «Сказку о яблоне» — притчу о том, как уникальна жизнь на Земле, как кощунственны посягательства на эту жизнь. Темные силы, угрожающие беззащитному зеленому ростку, превращались в образ военной опасности, нависшей над миром.

Мультипликацию, к сожалению, трудно пересказывать. Словесное описание самой ткани картины, смело и широко расцвеченной красками метафор, бессильно передать очарование и свежесть оригинала. А свежесть эта — в неординарном подходе к материалу, в новом взгляде на примелькавшееся, привычное. К примеру, погоня автомобилей за человеком в «Сказке о яблоне» озвучена рычанием диких зверей и цоканьем копыт по асфальту. А в зеленом ростке слышен подлинный стук живого сердца. На чужой планете этот росток не приживается, зато пускает корни в детской песочнице на Земле.

Ярко выраженную притчевую основу имеют и картина «Всходы», где для осмысления важных проблем бытия использованы фольклорные мотивы, и лента «Идол» — вариация темы мифа о Нарциссе, сделанная в одноцветной гравюрной технике. Совсем в иной манере решен фильм «Щенок и семеро гусят». Это кукольный мюзикл для детей, насыщенный аттракционными трюками и преследующий прежде всего развлекательную задачу.

Картина «Будет ласковый дождь», ставшая лауреатом двух фестивалей, поставлена по мотивам одноименного рассказа Рея Бредбери. Страшный мир предстает на экране. Серый стальной бункер посреди всеобщего хаоса. В нем робот-диктатор, управляющий не жизнью, нет, а смертью, ибо вместо людей в этом бункере «проживают» горсточки пепла, повторяющие человеческие очертания. На электронном табло дата: 31 декабря 2026 года.

«Псевдолюди» собираются в новогоднюю ночь за праздничным столом, звучит музыка. Все здесь осуществляется автоматически, с отвратительным скрежетом маховиков, пружин, клапанов, щелканьем тумблеров и миганием разноцветных индикаторов. Музыка набирает силу. И тут на этот остров погибшей цивилизации невесть откуда залетает чайка. Холодный, бездушный, металлический мир с глубокой враждебностью встречает живое, теплое существо: здесь оно подлежит немедленному уничтожению. Преследуя чайку, робот крушит все вокруг, уничтожает мир, которым повелевал. Зловещий атомный гриб распускается на экране. Этот монтажный стык, соединение условного с реальным, документальных кадров с рисованными несет в себе сильнейший эмоциональный заряд, рождает конкретные ассоциации.

В финале фильма мы видим птицу, летящую над руинами. Так жизнь торжествует над смертью… — Замкнутое пространство, населенное бездушными существами,—это символ агрессивности тотальной буржуазной технократии, это происки тех. кто и космос стремится превратить в кладбище.— комментирует свой фильм режиссер.— Это подмена духовных ценностей их суррогатами, искренних чувств—холодным расчетом, грозящим в конце концов гибелью цивилизации. Мир без любви—это мрачный бункер. Я обратился к жанру фантастики чтобы сделать фильм-предостережение, выступающий против безумия войны, утверждающий человечность.

С 1984 года худрук Мультобъединения киностудии «Узбекфильм».
Заслуженный работник культуры Узбекистана.
призы и награды
Премия на МКФ «Киношок», 2007 — за лучшую мужскую роль в фильме «Юрта»

роли в кино
2013 Волчонок в раю | Жаннатдаги бўри боласи (Узбекистан)
2012 Мир | Дунё (Узбекистан)
2008 Суперневестка | Super Kelinchak (Узбекистан) :: отец Дианы
2008 Игра | Уйин (Узбекистан)
2007 Юрта (Узбекистан)
2007 Прости | Kechir (Узбекистан) :: Алишер
2007 Застава :: эпизод
2006 Ватан (Узбекистан) :: эпизод
2003 Спецназ 2 :: Давлет-хан
2003 Небо и земля (Беларусь, Россия)
2002 Мальчики в небе | Осмондаги болалар (Узбекистан)
2000 Алпомыш | Alpomish | Алпомиш (Узбекистан)
1998 Маленький лекарь (Узбекистан) :: эпизод
1997 Я хочу (Узбекистан, Япония)
1996 Маргиана | Marg’iyona (Узбекистан)
1991 Яр :: Аксютка
1991 Камми :: Тэма
1991 Ау! Ограбление поезда :: «журналист»
1989 Шакалы
1989 Кодекс молчания :: Салим Камалов
1985 Созвездие любви :: Фарух :: главная роль
1982 Встреча у высоких снегов :: Джума Саидов :: главная роль
1980 Каждый третий :: Рахим :: главная роль
1979 Берегись! Змеи! :: Джуманияз Сабайдулаев
1978 Любовь и ярость | Love and Fury | Žestoke godine (СССР, Югославия)
1977 Дом под жарким солнцем :: Эркин :: главная роль
1976 Мой старший брат :: Равшан :: главная роль

Режиссер
2011 Свадьба | Visol (Узбекистан)
1987 Вельд
1984 Будет ласковый дождь (анимационный)

Сценарист
1987 Вельд
1984 Будет ласковый дождь (анимационный)
1979 Озеро в пустыне (анимационный)

Оставить комментарий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
OERU.ru