Довольство малым в Исламе (ар-рида)

Довольство малым в Исламе Вера

Довольство малым в Исламе (ар-рида). Довольство малым это отсутствие в сознании мотива избыточности, нежелание иметь много имущества, денег, удовольствий, постоянного ощущения счастья от того, что имеешь богатство.

В шариатском значении довольство малым в Исламе «ар-рида» означает быть благодарным Аллаху, довольствуясь малыми вещами и не идти на поводу у собственных прихотей и желаний. Однако не следует ложно истолковывать это понятие. Ибо довольствоваться малым вовсе не означает игнорировать труд, старание, стремление и т.д. Оно подразумевает использование наилучшим образом имеющихся возможностей, не сворачивая на незаконный путь в поисках приобретения большего.

То есть человек, не имеющий возможности добиться чего-либо справедливым путём, не должен добиваться этого незаконным способом, а обязан благодарить Аллаха за те блага, которые он имеет и довольствоваться этим. Ведь благодарность защищает человека от таких низких нравов как, жадность и завистливость. В Священном Коране по этому поводу сказано следующее:
«Лукман был одарен Нами мудростью: «Благодари же своего Господа за те блага, которые Он тебе даровал. Тот, кто благодарит Аллаха за Его блага, делает благо себе, а тот, кто не благодарит Аллаха за Его блага, то Аллах ведь не нуждается в этом…» (Коран, 31:12).

Также, с другой стороны, вопрос имущества и богатства является одним из критериев испытания человека в этом мире.

По этому поводу Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, ваше имущество и дети – только лишь соблазн и являются испытанием для вас. У Аллаха же есть великая награда» (Коран, 64:15).

В другом аяте сказано следующее:
«Не смотрите на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), для того чтобы их подвергнуть этим искушению. Это лишь временный блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и он вечный» (Коран, 20:131).

Люди, не умеющие довольствоваться малым, лишены душевного спокойствия и равновесия. Они не могут быть счастливы. А вера, между тем, призывает к тому, чтобы человек был спокоен и уравновешен.

Более того, человек, который не умеет довольствоваться тем, что есть, способен на всякого рода подлые поступки и прегрешения, что в свою очередь порождает в обществе враждебность и ущемление прав другой личности.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу говорил: «Берите пример с тех, кто в отношении мирских благ находится в худшем положении, чем вы, а не у тех, кто находится в лучшем положении. Ибо самое подходящее для вас это проявлять уважение к благам и милостям Аллаха (делать шукру)».

Оцените статью
РУХ - исламский интернет журнал
Добавить комментарий