Про терпимость, терпение (сабр) в Исламе

Терпение в Исламе Вера

В лексическом значении «сабр» означает «удержание». В терминологическом значении «сабр» «удержание души от беспокойства и нетерпения, удержание языка от жалоб, недовольства и гнева, и удержание тела от недостойного поведения».

В Священном Коране о терпимости упоминается более чем в 90 аятах. Например: 73:10-11, 41:34-35, 31:17, 31:31, 2:153.

Ислам рекомендует всегда быть терпимыми друг к другу. Ибо терпимость и снисходительность способствуют усилению уз любви и уважения между людьми, предотвращая возникновение чувств антипатии и ненависти. Если бы терпимость была главным элементом суждений и поступков человека, то тогда поведение было бы куда более цивилизованное, а поступки соответствовали бы предписаниям Всевышнего Аллаха. Ибо Всевышний Аллах обещает простить грехи тем, кто умеет укрощать свой гнев.

В Священном Коране по этому поводу сказано:
«Которые расходуют средства, будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» (Коран, 3; 134).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Терпение это сияющий свет».

В другом достоверном изречении Посланника (мир ему) сказано:

«Ни одному человеку не даровано ничего лучше и обширнее, чем терпение».

Качество терпения в Исламе является одним из критериев испытания, пройдя которое верующий удостаивается награды Всевышнего. Исходя из этого, понятие терпения можно разделить на три вида.

Терпение в повиновении повелениям Аллаха

Данный вид относится к тем случаям, когда мусульманин проявляет качество терпения в выполнении обязательных религиозных предписаний. Например, при совершении омовения человек может испытывать некие неудобства из-за холодной воды, при соблюдении пятикратной молитвы, испытывать некие сложности в пути в мечеть, соблюдение поста требует воздержания от еды и питья, трудности в совершении паломничества (например, в зной) и т.п. В процессе выполнения тех или иных обязанностей верующий проходит через разную степень затруднений и сложностей, которые требуют от него терпения и усердия.

Терпение (сабр) в  Исламе повиновении запретам Аллаха

Данный вид подразумевает проявление качества терпения сохранении себя от совершения запретных Исламом деяний. Это касается как запретных поступков, совершаемых языком, так и запретных поступков, совершаемых другими органами тела. Например, сквернословие, хула за спиной, высмеивание, воровство, гнев, нанесение физического вреда, совершение прелюбодеяния, употребление алкоголя и т.д. Проявление качества терпения здесь также имеет место, так как человек проходит некую борьбу со своими привычками, желаниями и страстями (нафс).

Терпение в бедах и невзгодах, предопределенных Аллахом

Третий вид терпения подразумевает проявление верующим данного качества во время бед и невзгодах. В жизни человека происходит множество событий. Порой эти события радуют, а порой и огорчают. Поэтому Всевышний Аллах извещает человека о необходимости проявления терпения, несмотря на все горести и невзгоды, которые постигают его на протяжении всей жизни.

В Священном Коране сказано:
«О сын мой! Совершай молитву, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя…» (Коран, 31:17).

Верующему человеку не следует впадать в состояние пессимизма и безнадёжности. Любое дело, за которое он взялся, любую обязанность он должен пытаться довести до конца, проявляя усердие и терпение, будь то в семейных обязанностях, в учёбе, в работе и т.д. Именно посредством проявления данного качества человек достигает больших профессиональных высот в этой жизни, и тем более высокого положения перед Всевышним Аллахом.

Обращая внимание на реалии современного общества, можно заметить, что сегодня, к сожалению, преобладает антипод терпимости. Сегодня всё больше и больше преобладает гнев, вспыльчивость и раздражительность. Тем самым происходит отчуждение людей друг от друга. А это очень пагубно влияет на общество в целом, так как затмеваются пути поддержки и взаимопомощи.

Гнев также затмевает разум человека, что способствует выбору неправильного и необдуманного решения в своих действиях. А это иногда приводит к плачевным результатам.

Такие качества, как гнев и вспыльчивость не должны быть присущи мусульманину. Ибо верующий должен стараться приближать людей к вере, заинтересовав их своим благим нравом, а не отталкивать их от неё.

Оцените статью
РУХ - исламский интернет журнал
Добавить комментарий
Adblock
detector