Семейные традиции и обряды татарского народа

Данная публикация познакомит вас с традициями и обычаями татарской семьи, научит воспитать лучшие моральные качества личности, присущие национальному характеру татарского народа. Итак, какие традиции и обряды татарского народа связаны с рождением и воспитанием детей.

Рождение ребенка в татарской семье

Рождение ребенка сопровождалось многочисленными обрядами и обычаями, направленные на поддержание его здоровья, защиту от «темных сил», приобщения к обществу. Так, приглашенная на время кендек эбисе (бабка-повитуха) проводила обряд: смазывала ротик новорожденного медом или маслом. Специально для новорожденного топили баню.

Почти каждый день в течение сорока дней его навещали родственники, соседки, приносили гостинцы: еду и детскую одежду. Первой посетительницей была мать роженицы, она приносила детское приданое.

Через несколько дней после родов приглашали гостей и муллу на бэби ашы или бэби туе (застолье новорожденного). Мулла читал молитву, трижды произносил азан, молитву с именем и делал запись в книге регистрации. Имена мальчикам давали с компонентами — улла-бог, дин-религия, абд-раб божий, зян-душа (Абдулла, Халиулла, Сабирзян, Динмухамед); девочкам давали имена жен и дочерей пророка Мухаммада (мир ему) (Гайша, Зайнаб, Фатима). Первые 40 дней ребенка старались не носить в людные места, для предотвращения влияния «темных сил» в люльку клали нож, от сглазу пришивали к шапочке яркую пуговицу или рябину. Если в семье мусульман рождался мальчик, то на родителей возлагался обряд обрезания по канонам Ислама.

Воспитание в семье

При воспитании детей в татарской семье соблюдался принцип разделения полов. Рождение дочери считалось нежелательным явлением, т.к. она не получала земельный надел, была в семье временным членом. Рождение же сына воспринималось с радостью: он являлся наследником, продолжателем рода, надеждой родителей в старости.

В первые годы жизни дети были под присмотром матери и бабушки, затем в воспитании мальчиков большое участие принимали отец и родственники-мужчины, а воспитанием девочек занималась мать.

Основным принципом воспитания в татарской семье было трудовое воспитание: уже с раннего возраста детей приучали к выполнению домашней работы. Девочки занимались ткачеством, мальчики пасли гусей, а дальше лошадей, убирали двор, помогали готовить сено, дрова на зиму. Девочки носили воду в ведрах на коромыслах, а мальчики ведра с водой на руках, часто дети помогали родителям не только дома, но и в поле.

В процессе труда в детях воспитываются не только трудовые навыки, но и нравственные качества: чувство коллективизма, ответственности, долга, заботливое и внимательное отношение к окружающим.

У татар высоко ценятся такие качества, как справедливость, честность, доброта, скромность, вежливость. Дети с почитанием относятся к старшим, в том числе и к детям старше себя, они употребляют уважительные слова «абый» или «апа». А при родителях или старших в семье дети не осмеливаются шалить, сквернословить.

В традиции татарской семьи и поддержание авторитета отца перед детьми. Дети большее внимание получали от матерей. Отцы соблюдали народную традицию: сдержанность в проявлении своих чувств к детям. Считалось, что детей нельзя слишком баловать своим вниманием.

Нравственный кодекс семьи у татар (эдэп)

Нравственные черты народа складывались веками, они передавались из поколения в поколение как дань ушедших поколений новому потомству. Татарский народ всегда отличался порядочностью, честностью, благородством. Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом народа.

В человеке всегда ценились такие качества, как преданность Родине, любовь к народу, смелость-героизм, доброта, дружелюбие и резко осуждался эгоизм, трусость, лень и нескромность.

Идеи нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. В таких татарских сказках, как «Мудрый старик», «Ум и счастье» воспевается культ ума и уважение к старости, высмеивается лень, жадность, корысть. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о мужестве, героизме, трудолюбии, утверждают победу над злом. В татарской семье сказки считались «учебниками жизни» и важнейшими средствами воспитания детей.

Исторически «культ старшего в семье» сложился в условиях патриархального уклада жизни семьи. Заботиться обо всех дело старших, уважать старших обязанность младших. Национальные черты семейного воспитания переносятся порой и в школу.

Татарские дети называют уважительно своего учителя «апа» или «абый». Характерной чертой татарской семьи является гостеприимство. Гостя обязательно пригласят к столу на чашку чая, истопят баню. Любого посетителя дома обязательно проводят до ворот дома.

Оцените статью
РУХ - исламский интернет журнал
Добавить комментарий
  1. Галина

    Доступно, просто, интересно.