Женское религиозное образование

Вера

Женское религиозное образование в Исламе берёт свое начало от жён Пророка Мухаммада и его сподвижниц. Его первая жена Хадиджа была образованной, успешной, деловой женщиной, а самая молодая жена ‘Айша — знатоком и передатчицей хадисов. Особое место занимают мединские женщины (ансарки). В одном из хадисов Пророк, восхваляя их тягу к религиозным знаниям, сказал: «Как прекрасны женщины ансаров, к их чести, стыдливость не помешала им получать знания».

Позднее женщины-мусульманки играли важнейшую роль даже в основании многих исламских медресе и университетов. Например, Фатима бинт Мухамад ал-Фихрийа в 859 г. основала Университет АльКарауин. Династия Айюбидов продолжила ее дело, и в XII и XIII  веках в Дамаске было открыто 160 мечетей и медресе. Двадцать шесть из этих медресе существовало на вакуфы, основанные женщинами. Многие женщины из семей халифов и правителей, а также их жены также покровительствовали образованию.

В период Средневековья у исламских женщин также была возможность получать образование. Они могли учиться, получать ученые степени (иджазы), а также становиться учителями. Особенно это было распространено в семьях исламских богословов, которые, осознавая важность и степень знаний, стремились дать лучшее образование не только сыновьям, но и дочерям. Эти женщины становились наставницами многих известных ученых.

Хотя шариат не запрещал женщинам получать образование, некоторые мужчины этого не одобряли. В частности, в начале XX в. часть татарских имамов считала, что женское религиозное образование должно ограничиваться только обучением чтению, и нет необходимости обучать женщин письму. Другая часть мулл, имевшая прогрессивные взгляды, осознавала, что женщина, воспитывая и давая образование своим детям, в перспективе воспитывает нацию. Именно они создали первые женские медресе, где женщины наряду с религиозным получали и светское образование.

Поскольку в наше время женщины наравне с мужчинами имеют возможность получать светское образование, и более остро стоит проблема сохранения национальной самоидентичности, то особенно актуальным становится религиозное образование, изучение своей культуры, традиций и обычаев. Поэтому имамы, организуя курсы основ ислама при мечети, обязаны позаботиться о том, чтобы и у женщин была возможность овладеть необходимыми знаниями. Для этого необходимо выделить женщинам отдельную аудиторию или временный промежуток для занятий. Поскольку исламское право и этика рассматривают, в том числе, и вопросы, связанные с женской физиологией, то предпочтительнее, чтобы в женской группе была наставницей – женщина. Девочкам, не достигшим половой зрелости, элементарные вопросы основ исламского вероучения и прав может преподавать и мужчина. Точно так же у мальчиков того же возраста может преподавать женщина, однако в исламе приоритет отдается раздельному обучению.

Оцените статью
РУХ - исламский интернет журнал
Добавить комментарий
Adblock
detector